Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшняя неделя называется Неделей о блудном сыне. Уже в воздухе витает предчувствие Великого поста, этакие великопостные нотки. И вчера на вечерней пели уже постовые песнопения, и сейчас. Всё нас приближает к Великому посту. Не хочу, чтобы Великий пост у вас ассоциировался с ограничением в пище. Великий пост должен ассоциироваться с покаянием. Первое, что должно коснуться сердца, – это покаяние. И сегодняшнее Евангельское чтение – подготовительное к Великому посту. Чтение о покаянии, чтение о блудном сыне.
История такова. У отца было два сына. Один безумный сын, лишенный разума, попросил: «Дай мне мою часть имения». Наверняка отец наперед всё видел и понимал. Наверное, говорил: «Сынок, ты еще не способен самостоятельно распоряжаться имением». Отец наперед знал, что сын всё по ветру пустит, но смирился и отдал. Так и вышло: сын потерял всё, что отец трудом добывал, свою третью часть имения. Отец смиренно отдаёт, а сын теряет, оскверняется в пьянстве, в блуде, расточает всё имение, доходит до полной потери имения, до полной нищеты, до той точки нищеты, что кушать нечего, даже хлеба. Он нанимается пасти свиней, и единственная его корысть – у свиней пищу воровать и есть, чтобы не умереть с голоду. Потом сам себе говорит: «Что же я здесь свиную пищу ворую, а у моего отца даже рабы живут досыта. Пойду вернусь уже не как сын, а как раб». Возвращается, отец его принимает.
Обычно личность блудного сына Церковь воспринимает в каком-то отрицательном виде, в нарицательном. «Блудный сын» – это выражение нарицательное. Я вам честно скажу: для меня блудный сын – это великолепно по конечной его точке. У него хватило ума на покаяние. Вся жизнь безумная, но хватило ума, чтобы признать: я на уровне свиней. Многие ли из нас могут позволить себе такую роскошь – признать: я со свиньями живу, я один из них. Сомневаюсь, что кто-то из нас может позволить себе совершить такой подвиг. Обычно до самого конца у нас оправдания: я не виноват, это не я, это обстоятельства сложились так, это блудницы меня совратили, это алкоголики меня потянули….
Вот до самого конца у каждого из нас обычно есть хоть часть оправданий. Как бы я хотел поцеловать сейчас этого сына блудного, у которого хватило мужества. Ума не хватило, чтобы сохранить отцовское наследство, ума не хватило, чтобы честь отца сохранить, честь семьи, потому что он позорил отца. Но у него хватило ума сказать: «Я хуже свиней». Как бы я хотел обнять и поцеловать этого блудного сына.
Традиционно он для всех из нас ничтожество, имя нарицательное «блудный сын». А кто из нас может повторить его подвиг смирения? Кто из нас может признать коротко и безоговорочно: «Да». Без вот этих сопутствующих: «Но у меня были причины, на меня влияли обстоятельства, люди». Обычно так всё и происходит. Как редко бывает покаяние короткое и определенное: «Да, простите». Господи. Кто из нас не грешил? Сейчас будет лес рук, если я спрошу. А я бы вам навстречу сказал: «Вспомните свои исповеди, кто из нас не грешил? А кто из нас лучше блудного сына? Обстоятельства не сложились. Но чаще всего: это не я, это обстоятельства, я не такой».
Хочу это Евангельское событие связать с другим Евангельским событием о блуднице, которая приблизилась к Господу. И сразу фарисеи начали осуждать: «Разве в Нем нет проницательности, разве в Нем нет прозорливости, разве Он не видит, кто к Нему приближается? Да она просто своим положением Его оскверняет, приближаясь к Нему, почему Он допускает ее к Себе, она же блудница?».
И Господь вот этим «чистым, достойным» в ответ задает вопрос: «Скажи Мне, два человека были должны заимодавцу, один 50 динариев, а другой 5 динариев, и обоим отпустил, скажи, кто из них больше возлюбит его?» И даже вот этот черствый человек вдруг говорит: «Тот, которому больше отпустил». И Он говорит: «Симон, Я зашел к тебе в дом, ты Мне даже ноги по восточному обычаю не помыл, а она слезами омывает мне ноги и власами своими отирает. Кому больше Бог отпустил, тебе или ей?» Конечно ей, потому что в ее совести было понимание глобальности своего падения. А ты благочестивый человек, тебе даже отпустить нечего, ты ни в чем не виноват, ты всегда прав, ты всё исполнил, все, что должно, и ты самодостаточен, тебе даже отпустить нечего, и поэтому у тебя даже не возникает благодарности. В церковь жертвовал, на службы ходил, исповедовался, причащался. Тебе даже на исповеди сказать нечего, вроде бы все исполнил. Но если бы Дух Святой просветил твой ум, тебе бы нужно было начать с высокомерия: прости меня, Господи, я думаю, что я такой великий человек. Ты такой же, как она. Нет, ты хуже её, потому что при той же расположенности ко греху, как и у нее, ты еще лицемерно считаешь себя выше её, достойнее её.
Нарицательное имя «блудный сын» – это для тех, кто в церкви чего-то достигли. А тот, кто от исповеди к исповеди плачет о своих грехах, блудный сын как пример для подражания. Для подражания прийти в себя и вернуться к Отцу. Сегодня какая-то очень тонкая, теплая тема. Почему-то я больше восторгаюсь не великими людьми, а теми ничтожествами, которые прошли через свое ничтожество и позволили себе признание, во-первых, а потом – покаяние. Это настолько драгоценно!
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!
Протоиерей Сергий Баранов
Троицкий храм Иверского женского монастыря г. Орска
3 марта 2024 г.