Есть такие слова в просьбах Господу: «Господи, даждь нам покаяние нелицемерное». Покаяние нелицемерное. Для нас, казалось бы, покаяние – это уже так просто, настолько однозначный процесс действия: я же каюсь. Оказывается, святые отцы подчеркнули в своей молитве, что мы настолько пронизаны грехом, что даже наше покаяние может быть лицемерным. Вроде бы, мы каемся и тут же со стороны собой любуемся, как мы каемся. Постоянно у нас театр, который мы сами наблюдаем, для людей строим, иногда даже пытаемся Бога обмануть. Постоянно играем в театр. И даже, казалось бы, в таком деликатном деле как покаяние, в котором кощунственно лицемерить и быть неискренним, даже здесь мы умудряемся быть лицемерами, даже в покаянии. Даже в покаянии со слезами, со вздохами, с заламыванием рук – даже в этом мы умудряемся быть лицемерами, наблюдаем со стороны сами себя: как я выгляжу в своем покаянии. И ужасно, что иногда бываем сами довольны собой.
Я вам часто-часто привожу этот пример, как же нам от лицемерного покаяния уйти. Ну как нам не только от покаяния, вообще от лицемерия уйти в нашей духовной жизни. Помните, я вам часто привожу пример, как один брат зашел в собрание братии и там его стали хвалить. Он как зашел молча, так молча и вышел. И один брат не выдержал, побежал за ним следом и говорит: «А почему ты не стал противоречить, когда тебя хвалили?» Он говорит: «Проявив внимание, я бы вошел в это отношение с тщеславием. И, может быть, я вошел бы в противоречие, но я бы впустил его внутрь, а где-то когда-то оно такой ноткой тонкой коснулось бы моего сердца».
В Древнем патерике авва ученику дает совет такой. Он говорит: «Как же мне быть, достичь вот этой серединки чистой, чтобы ни вправо, ни влево, чтобы не пачкаться?» И авва ему приводит пример покойников на кладбище. Говорит: «Иди сегодня, ругай покойников». На следующий день: «Иди, хвали их». Потом спрашивает: «Ты когда их ругал, они что-нибудь ответили?» – «Нет». «Когда хвалил, что-нибудь ответили?» – «Нет, они же покойники». Ни в какое отношение вообще не нужно входить.
Так вот, когда мы пытаемся, чтобы у нас было покаяние нелицемерное, это покаяние должно быть очень простое. Как Господь говорит: «Да – да. Нет – нет. Что сверх того, то от лукавого». Даже в покаяние вмешивается лукавый.
Иногда возникает вопрос: как же я могу определить, лицемерное мое покаяние или нет, от Духа Святого или это лукавый меня из покаяния отчаяния в покаяние тщеславия качает? То туда, то сюда. То качнет в покаяние отчаяния и у меня опускаются руки. То потом качнет в покаяние тщеславия – ах, какой я покаянный, какой я искренний, плачу о своих грехах. Тьфу, гадость какая-то. Как определить, от Духа Святого покаяние или нет, от Бога или от лукавого? Потому что лукавый тоже очень любит каяться с нами, он любит с нами молиться, он любит с нами исполнять заповеди Божии, он любит вести с нами духовную жизнь, он любит очень аскезу. И всегда везде он капает тщеславие. И как же нам определить, где Бог нас вдохновляет, а где сатана?
Бог – Существо совершенное. И в своем совершенстве Он совершенная простота. Это Существо простое очень, вот в этом и есть Его совершенство. Если бы Он был сложным, Он бы не был совершенным. К любой сложности можно или добавить, или убавить. Так вот, когда посещает Бог, – в молитве, в покаянии, – Бог всегда в связи со своей вот этой сущностью очень простой, Он приходит с великой простотой. Тогда человек переживает состояние несмущения и великой простоты. Его покаяние очень простое, короткое. Господи, я грязь и всё. Там не надо больше ничего. Очень коротко и очень просто, и в связи с этим очень точно. Вот если хочешь кому-то донести точно, нужно как-то подобрать такое слово очень простое и очень понятное. Когда хочешь заморочить человеку голову, говори посложней.
Так вот, когда приходит Бог, тогда человек переживает это присутствие Божие очень коротко, очень просто, и в связи с этим очень понятно и очень определенно. А сатана всегда приносит сложность. И эта сложность морочит нам голову. И даже в таких, казалось бы, святых делах как покаяние мы начинаем путаться и шарахаться из отчаяния в тщеславие. Даже вот в таких святых делах.
Примета прихода сатаны – сложность. Сложность помыслов, сложность чувств, сложность ума. Когда приходит Бог, Он приходит очень просто и очень определенно, и очень понятно.
Господи, дай нам покаяние нелицемерное. Потому что даже покаяние, вроде бы, святое действие, святое чувство и оно может быть таким грязным и нехорошим, неприятным, если туда вплетется наше тщеславие и мы начинаем играть театр. Начинаем сами себя обманывать, окружающих обманывать, играть эту роль покаянной жертвы; ходим, театр этот делаем. И даже пытаемся обмануть Бога, Который Сердцеведец, Который знает наше сердце лучше нас самих. Мы себя так не знаем, как нас Бог знает.
Господи, прости меня.
Богу Нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков!
Протоиерей Сергий Баранов
2 октября 2023 г.