О слепоте и зрении — Храм Табынской иконы Божией Матери
Назад

О слепоте и зрении

В Неделю о слепом

…Иногда Господь использует некоторую форму, хотя всемогущество Господне не нуждается в форме. Но делает это ради того, чтобы не быть совершенно непонятным и непостижимым человеку. Ведь мы живем в формате этого мира и мыслим в формате мира, мы сами имеем форму. Святой Григорий Палама говорил, что сущность Бога непостижима, человек никоем образом не может в нее вникнуть. Каков Он – не измерить, не почувствовать. Но чтобы не остаться совершенно вне познаваемости человеку, Бог Сам входит в формат этого мира.

Вот, как сейчас мы причащались: Тело и Кровь… А ведь мог бы Господь просто духовно в нас войти, но Он оформляется в хлеб и вино и дает нам Свои Тело и Кровь именно в форме. Это все ради человека, который от этого отталкивается. Конечно, преподобный, как, например, Симеон Новый Богослов, который достиг состояния созерцания, мог выйти из формата этого мира и переживать Бога неоформленным, переживать Его как-то совершенно по-другому. Но вот это «по-другому» для нас непостижимо. Мы не можем войти в меру апостола Павла, который говорит: «Я был на небе и видел. Но я вам не могу это передать, так как придется ссылаться на земные примеры, а я видел там неземное. Да, я там слышал, но я не могу вам этого передать, потому что опять же придется аналогии какие-то земные приводить, а там совершенно другое. Там всё видится по-другому, чувствуется по-другому, понимается по-другому».

Но это для тех людей, которые шагнули уже очень высоко, которым форма уже не нужна. Они, например, могут молиться без икон… Господь говорил самарянке: «Приходят времена, когда вы будете молиться в духе, и не в Иерусалиме, и не на горе Гаризим, когда форма вам уже будет не нужна». Но мы слишком оформленные, мы слишком плотяные, земные, и Господь ради нас сначала сходит сюда, чтобы взять нас за руку и потихонечку потянуть туда; туда, что выше формы.
Однако бывает другая крайность, когда люди слишком прилепляются к форме и теряют содержание. Согласно Евангелию, Господь исцеляет слепорожденного. Такого никогда на земле никто не слышал. Я понимаю: клиники Федорова могут прооперировать глаза, в которых еще жизнь есть, но когда просто нет глаз… И казалось бы, надо только удивиться этому событию и благоговеть, а фарисеи ветхозаветные, эти законники, настолько были прилеплены к форме, что потеряли содержание, саму суть. Они говорили: «Суббота. Нельзя исцелять в субботу». Господи, да забыли бы перед этим чрезвычайным событием, какой день недели. Такое ведь произошло! Не надо помнить – понедельник сегодня или суббота. А они настолько прилепились к форме.

Но то были ветхозаветные фарисеи, законники. А есть еще новозаветные законники, которые настолько прилеплены к форме, что совершенно теряют содержание, лишь бы исполнить буквы закона, и совершенно не думают, что за этим законом стоит человек.

Драгоценное состояние – это состояние серединки, чувство меры. И этому чувству не научишь, оно, наверное, где-то в сердце: чувство такта, чувство меры. Человек чувствует. Чувствует, чтобы ни вправо уйти, ни влево уйти. Он чувствует собеседника: меньше скажешь – обидишь, больше скажешь – опять обидишь. Как трудно чувствовать эту серединку. Человекам это невозможно, этому научиться нельзя. Кто учится этому в каких-то психологических кружках, чему-то, может быть, научатся, но совершенства у них не будет. Потому что они никак не поймут, что это от Бога. И поэтому нужно не в психологические кружки идти, которые учат овладевать оппонентом своим, а нужно идти в Церковь и искать Бога, Который и есть вот это чувство, шестое чувство. Который будет нашим умом, нашим сердцем, нашей совестью. Опять же, совести не научишь. Если совести нет, где ее взять?

Господи, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы были чуть-чуть-чуть потрезвее.

Протоиерей Сергий Баранов

21 мая 2023 г.

МЕНЮ