Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Своем Евангельском учении Господь нам заповедует – не осуждать. Говорит конкретно и определенно: «Не судите, да не судимы будете». И эта заповедь о неосуждении, казалось бы, такая простая: что тут такого, что может быть здесь сложного, глубокого? Я задам вам вопросы, и, может быть, эта заповедь станет сложнее. Сам Господь на протяжении Евангелия постоянно был в конфликте с законниками, а Он их не осуждал? Осуждал. И не просто осуждал, даже гневался на них. На законников гневался, гневался на бестолковость человеческую, на грехи человеческие; говорил даже такие слова, от сердца говорил: «Да доколе ж Я буду с вами?!»
Потом Церковь утверждалась, росла, были Вселенские соборы. А что делали святые отцы на Вселенских соборах? Осуждали. Осуждали ересь и еретиков. И когда не примитивно вот так вот подумаешь, вникнешь в ситуацию, то возникает даже некоторое недоумение: а как же нам понять заповедь о неосуждении? Господь говорит «не осуждай» с одной стороны определенно, категорично. А с другой стороны мы видим, что Он Сам осуждает. Мы видим, что святые отцы осуждали и даже гневались. И у нас получается такое недоумение: а как же нам исполнять заповедь о неосуждении?
Есть только одна возможность, как эту заповедь о неосуждении исполнить. Если человек очень глубоко познал свою немощь, свою греховность, то, что с ним происходит? Он становится осторожным в рассуждении, он очень осторожно начинает давать оценку, очень осторожно действует, очень осторожно говорит и очень осторожно даже думает. Самая великая мудрость или, может быть, начало мудрости – когда человек познал самого себя. С этого начинается мудрость. И нет человека, который бы, если он действительно искренне и глубоко познает себя, не прошел сквозь точку разочарования в самом себе. Если он пролистает свою жизнь назад, перелистает все свои ошибки, все свои глупости, все свои грехи и весь свой смрад, то этот человек не может пройти мимо мудрости познания самого себя. Познание самого себя как ничтожества, как несостоятельной личности. Если человек думает, что он нечто, значит, он безумный. Значит, он ничего не понимает в этой жизни.
Однажды одна женщина говорит мне: «Ой, отец Сергий, так трудно идти к истине, когда ты не знаешь, где она». Я говорю: «Это не самый страшный случай, когда Вы не знаете, где истина и куда Вам идти. Страшнее, когда Вы знаете, где истина, и просто идете туда, как бронепоезд, а она не там». Вот это страшно. Когда человек не знает, он будет спрашивать, правда же? Когда он не знает дороги, он будет спрашивать: «Скажите, как пройти? Куда мне двигаться?» Страшно, когда он знает очень определенно, но дорога не туда. А он идет по ней и идет.
Первый совет человеку, заблудившемуся в лесу: остановись. Остановись, и, может быть, тебя найдут. Не уходи далеко. Потому что, не зная пути, растерявшись, потеряв направление, ты пойдешь и пойдешь, но вдруг не в ту сторону. И будешь уходить дальше и дальше от помощи, от тех, кто тебя ищет. Сначала ты потеряешь дорогу, потом ты уйдешь так далеко, что даже не будешь слышать голосов, которые тебя зовут. Потом ты уйдешь за точку невозврата.
Чтобы исполнить заповедь о неосуждении, нужно прийти к осознанию самого себя. Это очень правильно и мудро. Вспомни, сколько раз ты в жизни ошибался, давая оценку. А вдруг опять ты ошибаешься? Я вам сказал, что святые отцы на святых Соборах осуждали. Но это осуждение было не их личное, это было общее рассуждение святых отцов. Они слушали каждый друг друга и принимали общее решение, ведь каждый в частности мог ошибиться, каждый в частности мог неправильно рассуждать. И поэтому они советовались и находили решение.
Есть еще другая крайность, которой сейчас болеет западный мир. Безумен западный мир, который неправильно, извращенно понял заповедь о неосуждении. Там перестали осуждать извращенцев, всяких блудников, развратников, убийц. Там перестали осуждать ложь и потеряли истину. В западном мире всё смешалось. И если спросить их, почему они так действуют, то они вам скажут: «Мы исполняем заповедь о неосуждении». А результат какой?
Чтобы всё понимать, что говорит нам Христос, понимать, правильно принимать и правильно действовать, нужно иметь разум. Безумец, принимая самые правильные советы, всё испортит всегда, пойдет не в ту сторону. Так вот, христианский разум называется смиренномудрием. Христианская мудрость проходит через смирение. А что такое смирение? Это не внешний театр: простите, извините, буди благословенно… Это не смирение. Настоящее смирение бывает у того, кто познал самого себя через свои падения, через свое ничтожество. Настоящее смирение бывает осторожным. Человек боится сам себя. Человек боится сам своих решений, он советуется тогда, он постоянно себя начинает проверять. Такому человеку нужен духовник. И он его находит.
Некоторые современные люди говорят: «Сейчас невозможно найти духовника». Для тебя – да. Потому что у тебя нужды большой нет. У тебя нет такой нужды, которая просто не то, что плачет, а вопит: «Я – ноль; я не ноль, я – минус! Все, что я в жизни делаю – одни глупости, одно безумие. Дайте мне хоть самого плохого духовника, да пусть он алкоголик будет, хоть такого дайте мне, потому что я еще хуже. Я сам по себе не могу ничего сделать». Амвросий Оптинский сказал такую фразу прекрасную: «Я лучше буду послушником у послушника, чем буду в послушании у самого себя, чем буду на своем разуме жить».
Когда мы читаем Евангелие, нам кажется, что всё очень просто и определенно. Но если мы глубже вникнем, оказывается всё глубже, мудрее. Но, опять же, Евангелие закрыто для гордых, и оно очень открыто определенно просто для смиренных. Да – да, нет – нет… Всё просто.
Богу Нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Протоиерей Сергий Баранов
20 августа 2023 г.