Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Если бы человек вдруг увидел Бога, он бы пришел в такое восторженное исступление, в такое состояние чрезвычайное, что если бы вдруг кто-то говорил ему новости какие-то, то он не слышал бы; его бы спрашивали, что там в политике, в экономике происходит – он бы ничего не ответил. Его бы даже спросили: «Ты ел сегодня что-нибудь?» – он не вспомнил бы, ел он или не ел, он фамилию бы свою забыл. Такой восторг пережил бы человек, увидев Бога.
Но могло быть и другое состояние, когда человек вдруг увидел во всей глубине свое грехопадение. Его бы посетила боль до глубины души. Его опять же спросили бы: «Ты ел сегодня что-то?» Он бы ответил: «Я не помню, у меня сегодня такая скорбь, у меня такая беда, я вообще ничего не помню». То есть обостренное видение своего ничтожества вытеснило бы все. Он ничего не помнил бы из-за такой глубокой скорби на сердце.
Вот эти два видения: если бы человек увидел Бога, он бы все забыл и, если бы увидел самого себя вот во всей глубине, без прикрас, без лицемерия, то забыл бы всё. Случилось бы это по причине настолько сильного переживания, что будто бы человека по голове ударили и он всё забыл. Его что-то спрашивают – он не реагирует.
Многие, приходя в храм, вдруг заражаются идеей увидеть Бога. Но это видение невозможно без другого видения. Прежде, нежели человек не увидит свое ничтожество, видение Бога для него будет опасным. Оно будет для него убийственным для вечности. Потому что человек очень-очень сильно болен, вот до каждой мельчайшей клеточки человек болен тщеславием. И если вдруг ему показать Бога, то тщеславие просто разорвет его, он лопнет, он тут же сойдет с ума.
Все мы движемся в сторону Бога, но, если не пройти вот этого первого видения до самой глубины, до самой-самой глубокой правды, то высокое видение для нас будет убийственно. Мы все движемся в сторону Бога, но мы должны пройти через точку покаяния. И тогда высокое для нас будет безопасно. Что бы нам потом высоко не показали, всегда нас будет приземлять видение самого себя до глубины души.
Часто христиане хотят перескочить вот эту первую точку и сразу лететь вверх. Знаете, в числе всего прочего, для чего нужен духовник, это чтобы дернуть за ногу, когда ты полетел, не пройдя покаяния. Иногда дернуть за ногу придется очень сильно, и человек сильно ударится. При этом он может оказаться в каком-то недоумении: «Я полетел к Богу, а ты меня за ногу, и так грубо, и так жестоко. Я же расшибся, ударился».
Помню, когда мы были молодыми священниками, нам духовник говорил: «Лучше потерять руку или ногу, или, как Господь говорит в Евангелии, глаз, нежели потерять душу через тщеславие, через гордость». Пусть лучше человек лишится руки или ноги, но только не жизни вечной.
Нельзя идти в Царство Небесное наоборот, нельзя начинать с конца, это будет большая ошибка. Большая и, может быть, уже непоправимая ошибка, потому что у прельщенного, гордого человека зацементировалось мнение о самом себе, как о человеке духовном. И ему уже никто ничего не скажет, потому что он уже никого не слушает.
Есть такое святоотеческое понятие: святые отцы объясняют, как развивается прелесть. Сначала человек на послушании скажет: «А что мне мой старший?» Потом он скажет: «А что мне духовник?» Потом он скажет: «Что мне епископ?». Потом он скажет: «А что мне патриарх?». Потом он скажет: «А что апостол Павел? И апостол Павел был человек». А кончится тем, что он скажет: «А что мне Христос?» Всё. Аминь. Конец. Если он дошел уже туда – всё, обратного пути нет.
Нам очень всем хочется увидеть Христа, нам хочется увидеть Нетварный Свет. Но Нетварный Свет невозможен без погружения в глубокую тьму. В глубокую тьму своего ничтожества, своего срама, своей вони, разложения. Тот, кто не погрузится туда, тому невозможно потом подняться до Христа. Другого пути нет. Не пытайтесь обмануть Бога и самих себя и как-то увильнуть, обойти. Не бывает другого пути.
Иисусе Сладчайший, спаси нас!
Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!
Протоиерей Сергий Баранов
13 августа 2023 г.