Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Однажды по Святой горе афонской ходили два паломника. День, два, три… И вдруг на третий день один другому говорит: «А почему мы не разговариваем с тобой? Почему мы молчим?» А второй отвечает: «А мы говорим. Просто мы говорим сейчас эти три дня в формате духа. Не в формате слова, а в формате духа». И этот разговор бывает точнее.
Как часто в жизни нам трудно подобрать слова в каких-то очень тонких ситуациях, которые касаются не грубых земных вещей, а духовных событий. Как трудно иногда духовнику объяснить чаду какие-то тонкие вещи! Если он не соединился с ним на уровне духа, то иногда слово бывает бессильно. Слово звучит, звучит, звучит, но ничего не происходит, потому что собеседник не вошел с тобой в отношения в формате духа, и он не понимает твое слово. Или еще хуже – понимает искаженно.
Помните в Евангелии: Господа спрашивают ученики: «Почему Ты в притчах говоришь?» Он отвечает: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а они все в притчах». Так вот, кто может знать и понимать тайны Царствия Божия? Тот, кто вошел в дух, в дух Евангелия, в дух Христов. Некоторые читают всю жизнь Евангелие, но по качеству своей жизни понимают, что ничего не поняли. Всю жизнь читали Евангелие и ничего не поняли. А кто-то открыл Евангелие, прочитал, закрыл и больше к нему даже никогда не подошел. Он ничего там не понял.
Так вот, задача умной духовной жизни – уйти из пространства постоянного рассуждения, уйти из пространства вот этой сложности рассуждения: мы думаем, думаем, думаем… Иногда нам говорят в жизни: «Смотрите, какой умный человек, как много он думает, как он витиевато говорит, какие сложные вещи понимает». Но иногда вот этот умнейший человек не понимает элементарных каких-то вещей. То, что, например, он сейчас обижает другого. Говорит так высоко, а делает так низко… Умного человека, умного или глупого, можно оценить по качеству его жизни, по его действиям. Вот как сегодня в Евангелии было слово: всё просто. Всё Евангелие – возлюби Бога и ближнего. Каким бы умнейшим человек не был – надо оценивать его по его действиям в сторону Бога и по его действиям в сторону человека.
Сейчас современный мир кичится своими достижениями разума. Как далеко мы ушли от обезьян. У нас сотовые телефоны, какие-то высочайшие технологии. А в отношениях между собой как далеко мы ушли от обезьян? Обезьяны что-то визжат, друг у друга бананы отнимают, ссорятся, скандалят, ведут себя некрасиво. Зато у каждого из нас достижения современного разума – и в кармане, и дома. А элементарных вещей человечество не может исполнить. Войну не может остановить. Как бомбы делать сообразили, сложнейшие конструкции! А договориться между собой – никак. Далеко ли ушли от обезьян? Обезьяны – стадные животные, и то у них какие-то законы стада существуют.
Хочу вам сказать, что есть разделение понятий: рассудок и разум. Рассудок – это способность рассуждать. Но способность рассуждать есть и в психиатрической больнице, и даже способность рассуждать чрезмерная у некоторых. Они никак не могут остановить свой рассудок. Он у них рассуждает, рассуждает… У них прекращается сон, бессонница начинается. От этого их трясет потом, у них нервные срывы бывают. Так вот, способность рассуждать – это еще не разум. Разум – это понимать суть вещей. Можно бесконечно рассуждать, но так и не понять суть, что Бог от тебя хочет, какой смысл Божий заложен в ту или иную ситуацию.
Разум понимает суть вещей, и он понимает очень просто, коротко. Рассудок часто путает его. Потому что столько мыслей! Попробуй найти саму суть в куче мыслей. А святые мыслили коротко и просто, потому что они были просвещены Духом Святым. Они не доискивались до истины, они молились. И знали истину очень коротко и просто.
Богу Нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже, слава Тебе Боже!
Протоиерей Сергий Баранов
17 сентября 2023 г.