В Троицком храме расписывают алтарь — Храм Табынской иконы Божией Матери
Назад

В Троицком храме расписывают алтарь

ОРСК. 11 июня 2021 г. В Иверский монастырь приглашены иконописцы, которые расписали немало храмов по всей России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Уже в течение трех недель они занимаются росписью алтаря Троицкого храма. Есть в обители и свои специалисты высокого класса, чье творчество получило высокую оценку в России и за рубежом. И они также вносят свой вклад в роспись храма. Но объём работ колоссальный. Поэтому были приглашены ещё и иногородние мастера.

Сегодня здесь трудятся трое профессионалов, у каждого из которых за плечами двадцатилетний опыт работы. Это Константин Золотарев, Евгений Антонов и Александр Рудич. В дальнейшем будет 5-6 человек. Духовник обители, руководитель монастырской иконописной мастерской протоиерей Сергий Баранов поставил перед ними задачу – воссоздать образ Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Сейчас они пишут центральную часть алтаря. Пишут в каноническом иконописном стиле. Работают быстро и хорошо.

Отец Сергий представил нам общую картину росписи собора.

– Мы сначала «замахивались» на точную копию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Но потом столкнулись с тем, что там относительная эклектика, то есть смешение стилей. Дело в том, что в течение веков иконостас неоднократно переписывался, дополнялся. Даже когда мы со своими художниками начали писать тот самый Рублевский иконостас, то стали повторять один в один. Но это было ошибкой. Дело в том, что верхний пророческий ряд там написан гораздо позже, совсем в другом стиле и намного слабее, чем у Рублева. То же самое встречается в стенных росписях. В куполе образ Спасителя намного более поздний и написан совершенно в другом стиле. Но мы же не можем претензии предъявлять к Троицкому собору. Так сложилось исторически. Хотя вообще-то по канонам иконописи, конечно, так нельзя работать. Видимо, в какие-то времена реставраторы, которые дополняли сюжеты, фигуры, делали ошибки. И мы столкнулись с этим.

Еще одна деталь: колорит Троицкого собора темный, сумеречный. Но это ведь время и копоть добавили. И буквально копировать его нельзя. Мы хотели приблизиться к этому. Однако, когда начали работать на стенах, то поняли, что буквально копировать не получится – будет неграмотно. Поэтому делаем не светлые росписи, а относительно плотные, но не имитируем копоть. Конечно, соблюдаем все композиции. Колорит не прозрачный, не светлый, а по плотности насыщенный. И вообще мы не ставили цель – сделать точную копию. Да это и не под силу.

И во внешнем облике Троицкого храма тоже не ставили такую задачу. Не стали повторять памятник архитектуры буквально. Основную доминанту мы, слава Богу, поймали. А какие-то детали не так важны. Тот придел, через который люди входят в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, в архитектурном плане, конечно, оставляет желать лучшего. Видимо, сказалось то, что со временем каждый руководитель лавры что-то своё привносил. И не у всех был хороший эстетический вкус.

Есть дореволюционное фото Троицкого собора. У него была просто четырехскатная крыша. То есть здание и внешне и внутренне претерпело много изменений. К примеру, то, что сейчас некоторые называют фресками Даниила Чёрного, совершенно не соответствует действительности. Это фрески разных эпох. Одни накладывались на другие. Или вот купол с изображением Спасителя. Он стилистически выбивается из общей композиции. Понятно, что были времена тяжелые, когда то, что имели, то и делали. А если подходить максимально грамотно, то встает много вопросов, которые надо решать.

Думаю, у нас храм получится цельный и не кусками разных эпох. Приезжие иконописцы работают грамотно. И наши монастырские художники также подходят к поставленным задачам очень ответственно. На иконостасе используем басму – серебряную чеканку. Всё будет выполнено в одном стиле. Уже сейчас я как иконописец смотрю на почти расписанный алтарь и представляю, каким будет весь храм. Это настоящая жемчужина не только Орска, но и оренбургской земли.

Завершая комментарий, отец Сергий сообщил, что примерно в течение месяца приезжие художники планируют расписать алтарь, и тогда в храме продолжатся богослужения. А для росписи всего храма потребуется еще не менее семи месяцев.

Виктор Базилевский
Фото автора

МЕНЮ