Мы могли бы жить в другой семье, в других обстоятельствах, жить совершенно другой жизнью, совершенно не зная о Христе. Не причащаться, не поститься, не исполнять правил, не быть в монашестве… И для нас это всё казалось бы нормальным и естественным. А теперь для нас это не только противоестественно, но и совершенно ненормально: как это так – сегодня, в Великий четверг, не быть в храме, не быть на Причастии, не быть на молитве? Как это так – вечером не прийти на правило, в Иисусовой молитве не сделать поклон?
Слава Богу, что для нас становится привычным это и непривычным то, светское. Как хорошо нам здесь быть. И представляете, как там? Некоторые люди уже на земле предвкушают адские страдания, и поэтому им уже настолько плохо здесь, на земле, что они лезут в петлю, совершают самый страшный грех. В человеке самый большой страх – это страх смерти, Богом заложенный. И вот бывают адские муки, которые здесь уже у человека превозмогают даже этот самый-самый большой страх, и человек кончает жизнь самоубийством.
Но, слава Богу, что здесь же, на земле, у нас есть святые. Некоторые говорят: «А что, ты был там со святым? Откуда ты знаешь, как там?» Отвечаю: «Нет, я с ним там не был, но просто настолько авторитет святого человека высок, что ему нельзя не верить». Если уж мы, грешники, требуем веры друг от друга, говорим: «Верь мне, я тебе честно говорю» и мы верим, то уж насколько авторитет святого выше. И мы тем более верим святым, которые нам рассказывают о райских состояниях, которые они уже переживали здесь, на земле.
Как же им не верить? Если им не верить, то кому верить? Вообще некому тогда верить. И поэтому, слава Богу, что мы имеем их высокий опыт, который нам говорит, что уже здесь, на земле, отчасти можно переживать рай, Царствие Небесное. Обращаясь к своим ученикам, Господь сказал: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф.16, 28). О чём эти слова? О том, что некоторые еще до своей смерти через духовную жизнь – правильную, систематическую, искреннюю, усердную – уже сподобятся отчасти райского состояния. Состояния преподобничества, обо́жения.
И действительно, за две тысячи лет много-много таких людей было. Но и нам, грешным, Господь даёт маленькие-маленькие подарки, по сравнению с их огромной благодатью. Иначе мы бы просто не выдержали, ушли. Даёт нам как бы затравку такую: «Иди за Мной, иди за этой сладостью, ищи её, преумножай, делай её ещё больше и больше». И люди сначала идут причащаться, потому что так Церковь велит или мама с папой. А потом причащаются, так как уже не могут не причащаться. Ведь это их единственная радость: причащение, молитва, пост. Пост становится не чем-то ужасным, а радостью, через которую дается опыт всей духовной жизни. Поздравляю вас с Причастием. Конечно, нужно ещё всегда помнить, что Причастие – это очень ответственно. Даже если просто вникнуть в тайну Причастия… Нам даются Тело и Кровь. Рассмотрим само понятие «Тело и Кровь». Чтобы Тело на всех нас разделить, его нужно разрезать на куски. Чтобы Кровь нам дать, её нужно выпустить через рану, через рану в руках, ногах… Вот какой ценой дробится Тело.
Поэтому надо всегда со страхом подходить к Причастию, но не потому, что Бог покарает, а со страхом, что можем оскорбить Бога своим неблагоговейным отношением к святыне. Церковь говорит нам, что мы должны готовиться перед тем, как подойти к Причастию. Как готовиться? То есть собраться с мыслями, с духом, войти в это состояние, чтобы понимать, почему мы сейчас идем, что сейчас с нами произойдёт. И потом, конечно, надо сохранить это состояние. Нельзя забывать, что Причастие – это приобщение души к вечной жизни.
Протоиерей Сергий Баранов
9 апреля 2015 г.