Как много в этом мире мы не понимаем! И не можем понять, и никогда не сможем: ни как Господь сотворил из ничего всё; ни откуда мы появились и куда уходим; ни как может быть бесконечной Вселенная… Наша жизнь, наверное, даже наполнена больше тем, что мы не понимаем, чем понимаем. Просто ко многому привыкли уже, не задаёмся вопросами и принимаем как данность.
Одна из самых больших тайн, которая стоит перед человеком, – как Бог, Творец бесконечной Вселенной, который больше Вселенной, смог воплотиться в такую малость, как наше земное человеческое тело? И для чего Он это сделал? Для чего было такое умаление Великого Бога до этой микроскопичности, до этой малости? Все люди, конечно, недоумевают, стоят перед этой тайной, и никто не может понять. И святые, мне кажется, до конца тоже не могли понять, насколько велика эта тайна.
Много тысяч лет люди жили идеей Бога, мыслью о Боге, но Бог был для них очень далёк, очень абстрактен, очень непонятен. Они и на цыпочки вставали, и подпрыгивали, и на горку заходили, но никак не могли увидеть Бога. Потому что Он был в той форме и в той мере, в которой никак не мог человек понять, пережить, осмыслить, потому что Он был за пределами нашего понимания. И в какой-то момент Бог пожалел человека, встающего на цыпочки, тянущегося к небу, пытающегося увидеть Бога. Пожалел, и Сам сошёл вниз и стал той малостью, микроскопичностью, и стал настолько близок человеку, чтобы человек мог Его познать.
Это было ради нас. Из-за нашей растерянности, нашего недоумения, из-за нашей скорби, из-за наших поисков далёкого, непонятного Бога, в которого трудно было верить, не зная Его. И Бог посочувствовал человеку и снизошёл на его уровень, в его телесность, чтобы стать ему ближе. Но не для того, чтобы остаться здесь с ним на земле, а для того, чтобы, взяв его за руку, потянуть с собой туда, на Небо. Вот такой сегодня праздник.
Мы привыкли к осмыслению Рождества просто как праздника, каким-то внешним атрибутам Рождества: ёлка, волхвы, пастухи… И в этой привычности мы перестали осмысливать Рождество очень глубоко, так, как оно есть. Но иногда Господь заставляет нас серьёзно задумываться. Наверное, это происходит, когда мы молимся. Он заставляет нас мыслить более тонко, более возвышенно, более чутко, и тогда могут прийти такие мысли и такие переживания.
Что произошло в сегодняшнюю Рождественскую ночь? Насколько это велико и насколько это умилительно, когда ты понимаешь, что Сам Бог так велик, что ты даже не можешь Его охватить своим умом! Ради тебя лично, ради каждого из нас, сходит с Небес Бог и становится маленьким младенцем, чтобы быть очень близким к тебе. Близким на соприкасание. Поэтому, когда так переживаешь Рождество, то, конечно, вместе с переживаниями радости и восторга праздника приходят слёзы умиления – настолько в тебя вселяется благодарность Богу. Тому Богу, который очень любит тебя, настолько любит, что готов за тобой идти не только на землю, а даже в ад. Что Он, кстати, и сделал уже после своего вочеловечения через 33 года. Он не просто сошёл на землю, а пошёл за человеком ещё глубже: в адские глубины, чтобы вывести оттуда Адама и Еву.
Поэтому сегодняшний праздник и весёлый, и в то же время немножко печальный, потому что ты чувствуешь своё недостоинство перед Его любовью, своё ничтожество перед Его великостью, Его святостью. И в сегодняшний день хочется стряхнуть с себя эту грязь хотя бы словом. Идя на исповедь, сказать: «Господи, прости меня ничтожного. Прими меня, я буду стараться. Ты мне дал ещё один год жизни, может быть, хоть в этот год я возьму себя в руки и начну изменяться».
Очень хотелось бы мне начать изменяться и вас тоже увидеть вместе с собой, а потом всем встретиться в Царствии Небесном, в Раю, на пиру Господа.
Протоиерей Сергий Баранов
7 января 2016 г.