Сегодня, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, хочу, чтобы вы поразмыслили о том, что в тот момент переживала Пресвятая Богородица, что Она чувствовала, что думала. Когда явился Ей Архангел Гавриил, Она сначала смутилась и с недоверием отнеслась к этому событию, думая: «Как же я могу родить, когда мужа не знаю?»
Вообще, духовные события, духовные ситуации человек может понимать только Духом Святым. Подобное переживается подобным. Если человек в Духе Святом, если он в хорошей, правильной, стабильной духовной жизни стяжал Духа Святого, то он начинает иметь разум и он начинает правильно понимать духовные события и не духовные. То есть он имеет зрение духовное. Но такой настрой, такое состояние у человека появляются только в хорошей духовной жизни.
Неслучайно мы очень мало кого из духовенства называем старцами. У нас в России тысячи священников, но старцами мы называем единицы. Потому что нужно быть не просто священником. Нужно еще упорной, искренней, тяжелой духовной жизнью стяжать Духа Святого, чтобы войти в духовную тему всем разумом, всем помышлением, всем разумением и начать понимать духовные вещи, духовные события. Мы не духовные. А вот действительно Божий человек видит духовное и всё понимает.
Но был ли кто духовнее Богородицы? Кто из земных был выше Её, чище Её, чья святость была больше, чем у Пресвятой Богородицы, если мы Её называем «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»? Выше Божией Матери из земных никого не было. Она с детства жила духовной жизнью, с 3 лет. Она ничего не знала, как только духовную жизнь. Её разум был, конечно, в Духе Святом.
Но обратите внимание: даже Она в таком духовном состоянии все-таки имела нотку недоверия к Самой себе, нотку такой хорошей, доброй осторожности. И поэтому Она переспрашивает. Когда же Архангел Гавриил всё-таки убеждает Её, утверждает, что это от Бога и это духовное событие, тогда Она уже смиренно говорит: Се, Раба Господня: буде Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38). То есть духовное состояние, духовный разум начинаются, как говорит Писание, со страха Божьего. А страх Божий сродни смирению, смиренному мнению о себе, смиренной оценки самого себя.
От исповеди к исповеди в нас это должно укореняться. Некоторые люди почему-то вдруг в процессе духовной жизни начинают о себе думать лучше и лучше. Это значит, у них духовная жизнь куда-то не туда пошла. В настоящей, хорошей духовной жизни человек о себе начинает думать ещё хуже, потому что он начинает погружаться в глубины своего сердца. И там он видит такие углы засоренные, таких гадов, таких змеев, спрятанных в своём сердце, о которых он раньше даже и не подозревал.
Чем человек становится духовнее, тем он становится смиреннее и смиреннее, потому что его зрение открывается, и он видит так, как есть, а не так, как он себе представлял самого себя. Поэтому благодати Духа Святого всегда сопутствует смирение. Если нет вот этого спутника благодати Духа Святого, значит, нужно насторожиться, значит, где-то лукавый вкрался в наше духовное состояние. Обязательным спутником нашей духовности должно быть смирение. Смиренное мнение о самом себе, смиренное покаяние, видение своего состояния так, чтобы постоянно оставлять нотку недовольства самим собой. Но это ни в коем случае не до отчаяния, не до опускания рук, а именно вот в такой форме, чтобы мы постоянно были недовольны собой. И это заставит нас двигаться дальше и дальше, делать и делать что-то, не позволит нам застывать на месте, а в духовном труде трудиться больше и больше.
Вот Богородица сколько приобрела Духа Святого, сколько приобрела святости, а всё-таки нотка недоверия к самой себе в ней осталась. Это самая главная примета Духа Святого. Схимонахиня Маргарита (Лахтионова), единственная из дивеевских монахинь, вернувшаяся во вновь открывшуюся обитель, рассказывала, как её посетила Матерь Божия. Она так очень просто, по-христиански рассказывала: «Сижу я в кельи, и вдруг стены раздвигаются, и входит Матерь Божия со святыми девами мученицами. А я упала и сразу говорю: «Матерь Божия, я же ничего не знаю, я же ничего не знаю». Смотрите, как она хорошо отреагировала, так, как надо, правильно. Значит, это было духовное состояние, духовное событие, которое не вселило в неё нотку гордости. А могла бы подумать: «Ну, наконец-то! Молюсь уже 40 лет, и Матерь Божия пришла ко мне, достойной». А она настолько смутилась, говорит: «Матерь Божия, да я ж ничего не знаю, я же ничего не знаю. Да что ж Ты ко мне-то пришла?» Нам нужно тоже, чтобы проверять свою духовность, проверять, сопутствует ли нам смирение. Если сопутствует, то мы на правильном пути, если смирение теряется… А как ещё можно посмотреть, что смирение теряется? Когда смирение теряется, мы перестаём терпеть, мы начинаем ссориться между собой, мы становимся недовольными, мы начинаем ворчать. Это значит, что смирение нас покинуло. Смиренное состояние всему радуется, всё терпит, для него всё благо, всё хорошо, всегда хорошая погода. Поэтому проверяйте свое состояние смирением.
Протоиерей Сергий Баранов
7 апреля 2015 г.