Сегодня мы вспоминаем Рождество Той уникальной Личности, равной Которой нет и никогда не будет на земле, Рождество Той, Которая родилась в богоизбранном народе, народе великом, народе обетования. Но насколько велик был этот народ, настолько, в некоторой степени, он был жалок в своем ослеплении, когда не вошел в тайну Божественного Откровения. Во-первых, в тайну рождения Пресвятой, Той Единственной, Которая смогла вместить в себя сугубую благодать Божию. Этот народ также не мог вместить тайну рождения Её Сына, Его проповеди, Его учения, Его служения.
Насколько велик был этот народ, действительно, богоизбранный, любимый, настолько он выглядит несчастным в своем помрачении, когда вдруг остается в стороне от этой Тайны – Тайны прихода Бога в наш мир, сугубого прихода, очень глубокого вхождения в человечество.
Причина помрачения этого народа была в том, что люди приняли свою богоизбранность не как ответственность перед всем миром – нести идею единобожия и принести ее в чистоте всему языческому миру – а как честь. И это переживание своей чести, преимущества перед всеми другими народами, через гордость вдруг помрачает весь народ. Тот народ, который был на Синае с Моисеем, смотрел на его светящееся лицо и отводил глаза; народ, который был посвящен во все глубины тайн Божиих. И вдруг одна яркая важная деталь в сердце этого народа – гордость – закрывает им глаза на очевидные вещи.
В некотором смысле Пресвятая Богородица – это часть народа обетования, а в другом смысле – Она, как инородное тело в этом народе. Так в чем же Ее уникальность, инаковость? В крайнем смирении Ее сердца. «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного», – говорит Господь. Гордость – это та черта, которая разделяет нас с Богом, а смирение – это те двери, через которые входит в человека благодать – обильная, бесконечная, безграничная. По большому счету, наверное, первой преподобной можно было бы назвать Пресвятую Богородицу. Она была способна вместить в себя преподобие, подобие Божие, великую сугубую благодать.
Любовь Божия направлена к каждому из нас в полной мере в каждую минуту бытия. Господь как бы говорит нам: «Приимите, черпайте полной чашей, Я готов всё вам дать». Проблема не в Боге, Который обиделся, разгневался на человека, отстранился от него, а в человеке, который не может взять, чтобы не повредиться. Так было в раю с нашими праотцами Адамом и Евой. По единственной причине Господь ограничил их всеведение: по несовершенству их смирения. В них еще присутствовала гордость, поэтому Он сказал: от всех плодов ешьте, а плода от дерева познания добра и зла не ешьте, потому что не готовы выбирать между добром и злом, вы еще несовершенны, и поэтому знание добра и зла для вас смертельно.
Господь всегда и во всем готов дать полной мерой. Другое дело, что мы не можем взять сугубую благодать, не повредившись, по причине гордости нашей природы. Мы стоим в общей массе и вроде бы все одинаковые. Чуть-чуть одного возвеличь, удели сугубое внимание, и у него сразу начинаются искушения. Каждый из нас это знает, переживает, страдает от этого, но ничего не может сделать. Мы идем на исповедь, искренне, со слезами каемся в своей гордости, плачем и говорим «не хочу». Но потом отходим и делаем то же самое. В некотором смысле Богородица была уникальной Личностью. Она была Той, Которой можно было дать сугубую благодать, и Она от этого не залюбовалась Собой и не помрачилась от гордости. И каждый из нас, если мы Её любим, Её почитаем, если Она для нас дорога, каждый из нас должен стремиться к подобию Её внутреннего духовного состояния.
В земной жизни, если человек приобретает для себя в ком-то высокий нравственный, интеллектуальный авторитет, он даже начинает невольно подражать его манерам. Пресвятая Богородица для нас великий нравственный авторитет. С одной стороны, Она уникальна, с другой стороны то, что произошло с Ней – в Нее вселился Бог, и мы с вами призваны к тому же. Наше хождение в храм – это не просто выклянчивание Царства Небесного. Это постоянное напитание, набирание в себя Божества через благодать Духа Святаго, Его нетварные энергии. В этом смысле Богородица не уникальна, а является примером для каждого из нас. Мы все отчасти должны подражать Ей. Каждый из нас должен создать у себя в сердце ясли, в которых возляжет Господь. Иначе всё наше Православие, хождения в храм, все наши труды будут бесплодными… Я употребляю слово «бесплодный» – то есть тот, кто не рождает, кто не понес плода и не родил его.
Мы должны зачать Духа Святаго в своем сердце, выносить Его в духовной жизни и должны родить плод, который войдет в Царствие Небесное. В этом смысл Смысл христианской жизни, по батюшке Серафиму Саровскому – в стяжании Духа Святаго Божия. Не в хождении, не в вычитывании, а в стяжании. Действие может быть бесплодным, если оно направлено в неправильную сторону. Наше направление – в подражании Богородице. Мы должны зачать, выносить и родить этот плод. С этим плодом прийти в Царствие Небесное и сказать: «Господи, вот талант, который Ты мне дал, я его приумножил». Не как тот перепуганный раб, который говорил: «Вот, Господи, я спрятал и принес Тебе Твое». Господь очень строго наказывает его, говоря: «Отойди от Меня, лукавый и ленивый раб, ты должен был не сохранить, а приумножить, взрастить, выносить и родить этот духовный плод».
Пресвятая Богородица, помогай нам! Дай нам вдохновение подражать Тебе, не просто говорить «Я люблю тебя, Пресвятая Богородица». Эти слова могут быть пустыми, но вместе с этими словами я хочу принести доказательства своей любви: это моя духовная жизнь, искренность, молитва, которая рождает во мне плод. Пресвятая Богородица, помогай нам!
Протоиерей Сергий БАРАНОВ
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы,
Новоспасский монастырь, Москва, 21 сентября 2021 г.