Доклад игумении Ксении (Пашковой), настоятельницы Иверского женского монастыря г. Орска на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях 2020 г.
Слово «подвиг» (ст.слав. – двигаться далее) означает поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишённым эгоистических устремлений. Подвиг – это героизм, самоотверженность, жертвенность.
Подвиг в христианстве совершается ради Христа.
Формы подвижнической жизни разнообразны, но цель у всех нас одна – соединение с Богом.
Подобное соединяется с подобным, а противоположное отталкивается. Чтобы полностью соединиться с Богом, мы должны не только по образу, но и по подобию стать едины с Ним. И если мы от образа стремимся перейти к подобию, то нам необходимо обрести свойства и качества Бога.
Бог есть Любовь. А главное свойство Любви – это жертвенность. Любовь «не ищет своего» (1 Кор. 13,5). Любовь всегда жертвенна. Т.е. любовь – это всегда движение от себя в сторону Любимого, а эгоизм направлен в центр самого себя, в сторону собственного «Я». Эгоизм – это антипод любви. И все мы болеем этим недугом. Это заболевание сделало нас качественно противоположными свойствам Любви. Мы утратили свойство любви – жертвенность. Потому что устроение человека, задуманного по образу и подобию Божьему, после грехопадения Адама перевернулось вверх дном. Человек как бы замкнулся сам в себе. Сделался противником Бога и потерял внутренний мир. Оказался пленником греха.
Чтобы исцелиться, освободиться, нам необходимо преодолеть собственный эгоизм, победить с помощью Божьей самих себя. И мы встаём на путь борьбы с грехом и объявляем войну своему поврежденному «Я».
Смысл любой войны – это движение к миру. Ожидаемый результат – победа. Отличие духовной войны в том, что она совершается за Царствие Небесное, которое «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это внутреннее делание, внутренняя борьба за мир Христов в сердце прежде всего. А победа – любовь Христоподражательная, любовь жертвенная, самоотверженная. А значит, добровольное отсечение своей воли.
Практика эта очень трудна. Мы знаем это из опыта святых отцов, но и каждый из нас из своего личного опыта может сказать: как это трудно – преодолевать свой эгоизм, своё «хочу — не хочу», каких усилий это требует, времени, постоянства.
«Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается. Долго, не сразу. И мы не стремимся к быстрому результату. Быстрый результат подвига – плоды прелести. Потому что всё, что обретается быстро и сразу, – зыбко, не долговечно. Плоды Духа Святого созревают долго.
Это и есть наш подвиг. Подвиг пожизненный. Духовный труд. Дело спасения нашей души, которое напрямую связано с терпением.
Господь во Евангелии говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Терпению же мы научаемся, по слову апостола Павла, через скорбь: «… скорбь соделывает терпение, терпение же искусство…» (Рим.5:3-5).
Теоретически мы все можем это принимать, но каждый монашествующий и вообще православный христианин, который пытался со своей греховностью что-то сделать для воссоединения в Духе Любви с Христом, понимает, что в основании всех других добродетелей лежит терпение. Потому что нетерпеливый человек просто не сможет этого понести. Ведь когда в обстоятельствах жизни или при взаимодействии с ближними, или во внутренней борьбе со страстями, помыслами притесняется наше «Я», мы испытываем сильнейшую боль, горечь и скорбь. И как важно в этот момент потерпеть даже самого себя, не замкнуться в себе. Для этого нужен навык терпения, чтобы продолжить подвиг – «двигаться далее» в сторону от себя, в сторону Любимого, в сторону Бога.
Терпение нужно практиковать. Потому-то святые отцы ещё и искусственно через аскетику добавляли себе скорби. Чтобы через добровольное утруждение плоти и духа практиковать, практиковать терпение. Чтобы искусство терпения через практику соделывалось крепче, сильнее, глубже в человеке, закладывалось фундаментом долготерпения. И только на нём потом всё уже строится. Только на этой почве вырастают все остальные добродетели, укрепляется вера, примиряющая душу с Богом и людьми.
Так с каждым разом всё более и более укрепляясь через долготерпение, подвижник обретает смирение – способность ВСЁ терпеть с миром, т.е. при любых обстоятельствах (и внешних и внутренних) не терять мирности духа. Иметь мир с ближними, мир помыслов. Для подвижника это становится признаком пусть не окончательной, но всё же победы в духовной войне, приближением к первозданному образу и подобию.
Согласитесь, для нас, христиан, воинов Христовых, победа в духовной войне состоит не столько в достижении временных, внешних условий для благополучно-безмятежной жизни, а в том, чтобы стяжать и обретать внутри себя, в сердце мир Христов, проявляя любовь жертвенную даже к врагам как истинное свидетельство о соединении с Богом.
И для этого не так важны внешние обстоятельства и то, в какое время (мирное или военное) мы живём, подвизаемся. Мир Христов – вне времени и пространства. Обладатели это мира Христова – победители всегда!
И такими стать с помощью Божией я искренне желаю всем нам.