Об отношениях с Божией Матерью — Храм Табынской иконы Божией Матери
Назад

Об отношениях с Божией Матерью

Дорогие братья и сестры! Наши отношения с Божией Матерью чаще всего, наверное, так и есть, начинаются с просьб. Мы читаем акафисты, ищем особые молитвы, обращаем внимание на молитвы, которые помогают в том или ином, или в третьем. И всегда у нас начинается с просьб: «Пресвятая Богородица, дай! Пресвятая Богородица, помоги! Пресвятая Богородица, защити!» И это нам позволено Самим Богом, Который в Евангелии сказал: «Просите и дастся вам». Я хочу, чтобы вы просили, Я даю вам это право. В этом нет ничего греховного. Просите.

Отношения с Пресвятой Богордицей, со Христом, Всегда начинается с просьб, но потом через некоторое время переходят в совершенно другое русло, в совершенно другие отношения, когда мы все меньше и меньше говорим просьб и начинаем все чаще и чаще говорить: «Пресвятая Богородица, прости меня!»

Нужно вырастать из этого состояния, нужно вырастать из этих «коротких штанишек» наших просьб и начинать переживать не просто свое сыновство. Хорошо бы дойти до переживания нашего окаянства, переживать свое состояние сына, но все-таки блудного, искалеченного грехом.

Если в духовной жизни, в духовной практике, в молитве христиане подходят к этому состоянию, их просьбы почти прекращаются. И они начинают говорить все время: «Пресвятая Богородица, прости меня! Прости меня за то, что я каждый день своими грехами вновь предаю Твоего Сына. Прости, что я предаю Тебя. После всех тех исполнений моих просьб, с которыми я к Тебе обращался, и которые Ты выполнила, несмотря ни на что, после всего этого я продолжаю Тебя предавать». И поэтому молитвы просительные переходят в молитвы покаянные. Чаще и чаше начинаем говорить: «Пресвятая Богородица, прости меня».

Но это не конец. Это только начало духовной жизни. Когда-то преподобный Иосиф Исихаст учил своего ученика, совсем еще молодого юношу, будущего старца Ефрема, что святые находятся на разных степенях. И не только святые, а и те, кто подвизается ради Христа. И тогда еще молодой и наивный Ефрем спрашивал: «А я где, отче?» И старец Иосиф ему говорил: «А ты еще нигде. Ты еще не подошел к покаянию».

Покаяние – это та отправная точка, в которой открываются двери, в которой начинается путь в Царствие Небесное. И этот путь – не сорок дней чтения акафистов, не год поста или какого-то правила, этот путь начинается и не заканчивается. Мы непрестанно идем и идем. И как только мы останавливаемся, то начинаем двигаться назад. И если начинается этот путь покаянный, если в этом состоянии мы начинаем все чаще и чаще говорить: «Пресвятая Богородица, прости!», то дальше, развиваясь и входя в отношения с Пресвятой Богородицей, с Её Божественным Сыном, мы даже перестаем говорить «Прости». Наше покаяние сменяется духовным восторгом, когда мы предстоим перед Их величием, пред Их святостью, пред их чистотой. И оно настолько в контрасте с нами сияет нетварным светом, что даже слово «прости» у человека прекращается. Прекращается всякое слово, и он находится в благоговейном молчании перед Ними, склонив голову. «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…» Молчит, переживая эти отношения, эти святые отношения.

Как мне хочется, чтобы мы вышли из этого духовного состояния просьб, хотя на него дано нам право. «Просите и дастся вам. Я даю вам это право», – говорил Христос. И вы имеете право просить. Но нужно из него вырастать. Знаете, насколько слаще любого подарка отношения со Христом и Пресвятой Богородицей бескорыстные, беспросьбенные, даже бессловные. Святые только поднимали руки, говорили «Пресвятая…» – и дальше не могли говорить, потому что слова прекращались…

Отцы, спасибо вам большое, что приехали почтить нашу Пресвятую Богородицу, Которую почитает весь мир!

Протоиерей Сергий Баранов
4 мая 2021 г.

МЕНЮ