О конференции в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — Храм Табынской иконы Божией Матери
Назад

О конференции в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

ОРСК. 12 октября 2019 г. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в конце сентября состоялась XII Международная конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации». В ней приняла участие игумения Иверского женского монастыря г. Орска Ксения (Пашкова). Сегодня матушка делится впечатлениями об этом форуме.

– Два рабочих дня конференции были наполнены дружественным обменом опытом монастырской жизни. Обсуждались многие вопросы, но мне особо запомнились слова из доклада на тему «Цели и задачи монастырей в условиях современности». Выступавший владыка сказал, что для монахов целью и задачей существования монастыря остается необходимость быть одновременно и мастерской, и больницей. «Мастерской святости, где гордость переплавляется в смирение, из лености выпекается трудолюбие, из нерадения Господь посредством исполнения монастырского устава, личных подвигов инока и наставлений опытных братий делает его ревностным и избавляет от страстей», – уточнил владыка. И если ничего этого с нами не происходит, то есть повод задуматься о том, правильно ли мы проводим свою жизнь в монастырских стенах.

Замечательным было, что в зале сложилась удивительная атмосфера, которая позволила многим присутствующим просто, искренне поговорить о «наболевшем».

Я получила назидание, увидев, как мудро вели себя многие докладчики. Они терпеливо слушали и затем просто, по-отечески (по-матерински) отвечали на задаваемые им из зала вопросы, порой очень сложные, касающиеся внутренней жизни монастыря, отношений между братьями, сёстрами, духовного роста общины.

Также пришло осознание, что многие из обсуждавшихся проблем нам, сёстрам, да и мне лично, как игумении, неведомы. Ведь, по милости Божией, в нашем монастыре есть опытный духовный наставник, который воспитывает, собирает нас, как пастырь добрый своих овечек, и ведёт к Личности Бога Живого. Т.е. цель и смысл нашей монашеской жизни для нас определён, он ясен и прост – Иисус Христос. Мы, в первую очередь, ищем Христа, стремимся к Нему, навыкаем через Иисусову молитву постоянно беседовать с Богом. И так мы идём вместе в одном духовном направлении, одной дорогой. И нам в какой-то степени, наверное, поэтому идти легче, чем другим. А может, в силу того, что наша община ещё молодая, немногочисленная и, конечно, благодаря тому, что у нас владыка – искренний подвижник, миссионер, который с самого основания нашего монастыря благословляет и поддерживает наши труды, мы не сталкивались с теми проблемами, которые, к сожалению, существуют в других обителях.

Раскрывалась также тема миссионерского служения монастырей, степени их открытости миру, необходимости социального служения. «Самым востребованным служением монастыря миру сейчас», по слову одного из докладчиков, «стало умение вести терпеливый диалог о самом главном. Монастырь оценивается в миру не по финансовым и строительным успехам, а по терпеливой любви насельников к каждому человеку». И как я поняла, не так важны наши внешние труды, подвиги, а важно, являем ли мы людям своими поступками мир, радость, любовь, кротость, милосердие. И, конечно, говорилось о том, как важно нам самим иметь то, что просит, ждёт от нас мир, в чём он больше всего нуждается – чистую молитву.

Поделюсь заметками, которые были сделаны мною в ходе конференции.
Сердце монаха подобно сиротке, у которого нет никого из родных, а только Бог.
Что мы любим, за то бывает больно. Нужно найти возможность создать такой образ своей жизни, который поможет тебе болеть за Христа, скорбеть ради Него.
Исихазм и трезвение – это когда собеседник для монаха Господь. Подобно тому, как мы, идя в паломничество, берём с собой друга, спутника и делимся всеми своими впечатлениями и преодолеваем вместе с ним все трудности путешествия.
Болезнь воспринимать как друга, который пришёл, чтобы привести тебя ко Христу.
Как достичь чистоты ума и сердца? Порой, наш внутренний мусор не выглядит как объедки. Чаще всего, это вполне безобидные на вид некие впечатления, попечения, заботы, интересы, которыми мы постепенно обрастаем даже в монашестве, когда расслабляемся и живём невнимательно. Так засоряются наши ум и сердце. Но когда мы добровольно начинаем отказываться от этого «мусора», вот тут-то и начинается духовная работа, боль, трезвомыслие и молитва.
По тому, что нас искушает, какая страсть нас борет, можно понять, какую добродетель ждёт от нас Господь. Задача – не подавить свои желания, а освятить их, не зажимать волю, а направить её, понять, что наша добрая воля – это энергия, которая дана нам от Бога и призвана содействовать нашему преображению. Например, что заставило отца Серафима Саровского стоять тысячу дней и ночей на камне? Говорят, что на него напал дух уныния. А после совершённого подвига у батюшки Серафима в душе всегда была Пасха!
Как мы можем научиться жить постоянно в присутствии Бога? Быть как дитя, которое играется рядом с мамой, зная, что материнский взор следит за ним одновременно и с любовью, и со строгостью.

Вспомнился один эпизод. В завершении конференции, неожиданно молодой человек, семинарист, присутствовавший в зале (один из тех, кто подавал микрофоны выступающим), задал вопрос одному митрополиту: «А зачем монаху отпуск? Неужели ему нужно отдыхать от Бога?» В зале возникла пауза. Конечно, такой вопрос из уст «духовного младенца» вызвал недоумение в сердцах многих, потому что прозвучало в нём осуждение. А владыка на это мягко, с любовью ответил: «А тебе – не скажу! Вот, придёшь в монастырь, станешь монахом, тогда поговорим». В зале пронёсся шепот одобрения, засветились улыбки. И мне подумалось: как часто и я с лёгкостью берусь судить, рассуждать о том, что опытно сама ещё не познала, не выстрадала. Господи, прости и вразуми.

А ещё, слыша размышления и примеры из личного опыта монашествующих о том, какие именно трудности испытывает инок на пути стяжания молитвы и как они преодолеваются, мне вспоминались наставления и нашего духовного отца, совпадающие с этими примерами и с ссылками на святоотеческое наследие. И оттого на сердце было радостно.

Благодарим Бога, за то, что в день памяти прп. Силуана Афонского мы оказались на службе именно в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и молились рядом с мощами великого святого прп. Сергия Радонежского. Молитвенный дух этих двух святых незримо коснулся и моего сердца, принёс слёзы умиления и вдохновение на дальнейшие труды.
Господи, благослови.

Ксения (Пашкова), игумения Иверского женского монастыря г. Орска
Фото Владимира Ходакова

МЕНЮ