Пимен Великий говорил ученику: «Имей всегда добрые мысли — и спасешься». Перефразируя эти слова, можно сказать так: «Имей всегда добрые мысли — и будешь счастлив». Что такое — спасешься? Это значит, будешь благополучен, спокоен, в мирном состоянии духа. В таком состоянии рая, при отсутствии конфликтов, человек бывает очень счастлив. И наоборот: имея один-единственный конфликт, он забывает все свое благополучие, все свои радости. Но Господь создал человека для радости, для наслаждения этой радостью. Человек потерял рай, не потому что Бог прогневался на него, а потому что человек стал способен терять эту радость и уходить к гневу, спору, противоречию, раздражению, и все это удручает его. До грехопадения человек был послушным, добрым, смиренным, не спорливым, но, получив греховный опыт, начал спорить с Богом. Бог, как любящий отец, смиренно, мягко ищет его: «Адам, Адам, где ты?» А тот слышит голос Отца и начинает ему противоречить, вступать в конфликт с Его заповедями, с Евой, и этот конфликт разрастается, как снежный ком.
Серьезный конфликт — это настоящий ад, который не дает нам спать ночью: мы мучаемся, ворочаемся с боку на бок на постели, потому что одна ссора может нарушить все наше благополучие. Человек привыкает ссориться с врагами, начинает действовать бессознательно, и это заставляет его конфликтовать — по привычке — не только с врагами, но и с самыми близкими, самыми дорогими людьми. Это очень плохая привычка, лишающая человека радости. Такой человек постоянно находится в раздоре с людьми, с обстоятельствами жизни, с промыслом Божьим: «Господи, я не хочу, как Ты. Я считаю, что нужно по-другому. Мне так, как Ты хочешь, неудобно. Я хотел бы немножко скорректировать Твой сценарий». Это состояние ширится и разрастается до того, что человек кричит Богу: «Я не просил Тебя меня создавать, чтобы я принял на себя все скорби этого мира, всю его драму. Зачем Ты меня создал?» Ему бы услышать мирный, мягкий, кроткий голос Бога: «Чадо, я создал тебя для радости. Моя мысль заключалась в том, чтобы ты был счастлив, черпал каждый день радость, чтобы она переполняла тебя. Весь этот мир создан для того, чтобы он тебя радовал, приносил тебе наслаждение. Но в том, что ты печален и удручен, твоя вина, ведь ты нарушил закон, данный Мною тебе. Ты поссорился не только со Мной, но и со всем миром. Ты в конфликте со всей природой. И она страдает от твоего греха».
Помните, мы в прошлое воскресенье служили молебен к началу нового церковного года? Там в молитве были такие слова: «Господи, мы видим с сожалением, что природа страждет из-за нас, из-за нашего грехопадения». Мы принесли вред не только самим себе, но и всему живому. Если раньше к святым людям большой медведь шел, как ласковый котенок, то от нас, не святых, грешных, зараженных злобой, звери прячутся и, чувствуя нашу агрессивность, сами становятся агрессивными. Потому что мы стали им врагами, стали врагами всей природе. А самое страшное, что, став природе врагами, мы никак не можем примириться и между собой, никак не можем выстроить отношения друг с другом. Эти противоречия доводят нас до злобы, до вражды и даже до убийств и войн.
Я двадцать два года посещаю тюрьмы и слышу о таких случаях, которые придумать невозможно. Сын в пьяном угаре убивает родную мать. Утром просыпается и сам не поймет, что он сделал. Отец убивает родного сына. Здесь уже не до заповеди о любви к врагам. Мы уже давно от нее отошли. Нам теперь нужна заповедь о любви к самым близким, родным и дорогим людям, ведь даже ее не можем исполнить. Какая там любовь к врагам, когда брат порой ненавидит брата, прихожанин ссорится с прихожанином! Насколько же высока и недосягаема стала для нас заповедь о любви к врагам! Бог уже может говорить такие грустные вещи: «Люби хотя бы свою родную мать, люби хотя бы своих детей. Христианин, люби хотя бы того, кто рядом с тобой стоит каждое воскресенье на службе». В связи с тем, что мы становимся все хуже и хуже, нам кажется, что мы не сможем исполнить это. Но у нас нет выхода, иначе мы постоянно будем в печали, в скорби.
Слава Тебе, Боже.
Протоиерей Сергий Баранов
9 сентября 2017 г.