– Когда человек другой веры пытается вызвать тебя на дискуссию, можно ли с ним дискутировать и высказывать свою точку зрения?
– Дискутировать однозначно нельзя, ничего не получится. Можно по-доброму ответить на вопрос, если человек действительно интересуется и спрашивает. Нужно ответить ему просто. Но если видишь, что начинается дискуссия – остановись. Где начинается дискуссия, там отсутствует разум и начинаются эмоции и чувства. Здесь ничего не получится. Это бесполезно.
Однажды я ехал в поезде. Стою в коридоре вагона, смотрю в окно. Ко мне подходит женщина и говорит:
– Здравствуйте. Я гляжу вы с бородой, наверное, священник. А я вот протестантка! А давайте мы сейчас с вами поспорим тут.
А пассажирам было скучно ехать, и весь вагон оживился, даже из купе выглядывать стали. Думали, сейчас будет концерт.
Я тогда спрашиваю:
– А что вы хотите от нашей дискуссии? Вы думаете, что станете православной после пятиминутного разговора?
– Никогда, – отвечает.
– Тогда вы, наверное, думаете, что я стану протестантом от ваших объяснений?
Она говорит:
– Тоже сомневаюсь.
– Ну, а зачем концерт тогда? Сейчас мы будем с вами людей смешить.
Если нет цели – получится богохульство. Ведь перебраниваться духовными понятиями – это же Бога хулить.
Знаете, если у вас кто-то в друзьях из другой веры, попробуйте ему показать красоту нашей веры. Не через догматические истины, а через изменения самого себя. Если он раньше знал вас, например, как человека в чем-то несдержанного, сварливого, эгоистичного, и вдруг, по прошествии времени видит в вас реальные изменения, то для него это будет самое ценное, важнее любых доводов и споров.
Я вам уже не раз приводил пример. Люблю его рассказывать. Жили муж с женой. Она была православная, а он – протестант. И ходили по воскресеньям: он – на свои собрания псалмы петь, а она – на литургию молиться. Но они любили друг друга, были деликатными и не настаивали каждый на своём, уважали друг друга. И вот в какой-то день он к супруге обращается:
– Слушай, а ты завтра опять пойдешь на свою литургию?
– Ну да, – отвечает жена. – Ты же знаешь, я по воскресеньям всегда хожу.
Он говорит:
– А возьми завтра меня с собой.
– Почему вдруг?
– Знаешь, я тоже хочу стать таким, какой ты оттуда приходишь.
А может быть наоборот. Жена приходит после литургии и начинает мужу разнос давать, кричит: «В огне будешь гореть, безбожник!» – и всё такое. Он тогда говорит: «О, нет! Не хочу быть таким православным, как ты. Хватит нам одной собаки в доме, а то может стать две».
Православие надо не проповедовать словом, а показывать. Православие – это не теоретическая религия, а религия бытия, которая реально изменяет человека и дает ему радость. Православие имеет результат реальный, добрый, хороший. Вот пример. Человек был алкашом. Весь двор от него страдал. Как напьётся – всё, конец всем. И вдруг верующим стал. Прошло три года, люди говорят: «Ого, вот это радость нам! Всем бы стать такими верующими».
Вообще, человек везде проходит через сердце, а не через ум. Если на уровне сердца его сразу оттолкнуть, поставить барьер, ничего потом не докажешь. Поэтому будьте с этими людьми добрыми, скромными.
У нас в храме была одна певчая – мусульманка. И некоторым прихожанам это не нравилось. Они ворчали: «Этот отец Сергий разрешает мусульманке петь литургию в хоре. Ах, какой он безбожник!» Я им говорил: «Ну, давайте потерпим, может она ещё покрестится». Она и покрестилась, и мужа покрестила, они и повенчались потом. Просто мы потерпели. Разве ради такого результата не стоило потерпеть?
А в одной из тюрем, которые я окормляю, тоже был случай. В тюремный храм стал приходить один кришнаит из заключенных. И как-то заключенные-православные подошли ко мне и говорят:
– Отец Сергий, давай выгоним его, чего он ходит к нам, этот кришнаит, со своими индусскими чётками.
– Ну, а как он себя ведёт, – спрашиваю, – не агрессивно же?
Они отвечают:
– Да нет, не агрессивно.
– Так давайте его потерпим просто.
Мы его потерпели, а через полгода он пришёл ко мне, отдал свои кришнаитские бусы и сказал: «Всё, батюшка, давай мне крест, я буду православным».
Ещё пример. Однажды в тюрьме ко мне подошёл один чеченец и стал рассказывать:
– Батюшка, я родился в Чечне, правоверный мусульманин, с детства в мусульманской вере. А сейчас вот нахожусь в русской тюрьме, и мне в камеру попало Евангелие. Я его стал читать, и оно мне так на сердце легло! И теперь я раздваиваюсь. Не могу сказать, что ищу какой-то выгоды, я никогда в жизни никого не боялся. А сейчас просто по сердцу ищу: где же правда.
Я ему тогда сказал:
– Если мы сейчас с тобой будем говорить апологетически: довод – на довод, догмат – на догмат, мы неделю с тобой простоим и ничего не решим. Давай по-другому. Ты же правоверный мусульманин, знаешь Коран, знаешь жизнь Мухаммеда в подробностях.
Он отвечает:
– Да.
– А теперь ты прочитал Евангелие и знаешь жизнь Христа, – говорю ему.
– Да.
– Ну, сравни две личности. Мухаммеда – с его гаремом жен, с войнами… Слишком он земной. И противопоставь Христа – девственника, самого чистого, самого светлого, в котором ни злобы не было, ни корысти никакой. Настолько не было корысти, что Он даже жизнь свою отдал за нас с тобой.
Он сказал:
– Вот это меня и смущает. Всё, больше ничего не надо говорить, я сам всё понял.
Мухаммед относительно Христа очень проигрывает. Даже как личность. Не надо брать целое учение, а просто возьмите одну личность и вторую. Мухаммед слишком земной, а Христос – божественный.
И когда нужно кого-то обратить в христианство, нам следует не догматы церковные использовать, а показывать красоту, доброту нашей религии. Православие надо показывать, но не так, как сказала мне одна бабушка: «У меня такая ревность по Богу, убить готова». И хочется спросить: «А Богу надо, чтобы ты кого-нибудь убила? Богу надо, чтоб ты кого-то привлекла добротой, сердечностью. Пусть даже ту, в короткой юбке. Ты её притяни даже в короткой юбке, а она потом оденет длинную, сама. Потому что она поймёт. У неё мировоззрение поменяется».
Протоиерей Сергий Баранов