Я вам как-то уже говорил о Киево-Печерском патерике, а сегодня еще раз хочу напомнить. Киево-Печерский патерик сначала составлял Нестор-летописец, описывая жития киевских преподобных отцов. А когда он умер, его дело продолжил другой писатель. Исследователи обратили внимание на то, что есть разница в описании Нестора и того, кто писал после него. В той части патерика, которую писал Нестор, его больше захватывают и пленяют моменты любви между братьями, жертвенности, добрых отношений, переживаний друг за друга. Нестор в основном пишет о том, как они с любовью друг к другу относились. А в другой части патерика акцент делается уже на подвиги: как преподобные подвизались, кто сколько молился, кто занимался сухоядением. Обратите внимание: один и тот же материал — и два разных автора, два разных отношения. Вот стоит блюдо с яблоками, и каждый из нас возьмет с него свое яблоко.
Я бы хотел, я бы мечтал, чтобы мы умилялись до слез подвигам любви, добрых отношений, чтобы это для нас было идеалом, чтобы это нас пленяло. Аскетические подвиги должны быть, но они — не главное. По большому счету некоторые язычники могут гораздо более сугубый подвиг нести. Возьмите буддийских монахов или индийских йогов. Их аскеза доходит просто до каких-то фантастических высот. Но дело-то не в подвиге, а в результате, ради которого подвиг совершается. А если результат отрицательный, что тогда? Человек столько трудов, столько неимоверных усилий приложил, а ничего не приобрел. Отработал месяц, пришел за зарплатой, а ему ничего не заплатили. Или всю жизнь отслужил военным, а ему военную пенсию не назначили.
Мы должны, конечно, проявлять уважение к подвигам святых, их ревности, стойкости. Но в житиях святых имеются случаи, когда великие постники падали из-за того, что уделяли слишком много времени своему деланию и забывали о результате, ради которого они этим деланием занимались. Монашество предполагает суровый образ жизни, иначе результата не будет. Но чем более суровый образ жизни ведет подвижник, тем более нужно ему сердечное утешение. Это утешение, в первую очередь, подается от Бога. Если монах не стяжал благодать, он своими силами не выстоит. Эти утешения мы получаем еще и друг от друга. Игумен Дохиара старец Григорий как-то сказал: «Я бы сам ничего не смог, если бы не был в своей семье дохиарской». И семья может двояко влиять. Семья может довести до того, что все разбегутся из монастыря. А может так сплотиться в духе любви, что вся целиком в Царство Небесное войдет.
Как это сделать? Есть много духовных книг, но не всякую книгу дают новоначальному, потому что духовные книги читаются не умом, а Духом. Новоначальный не приобрел еще Духа, он живет логикой и может один и тот же текст неправильно понять. Иногда, даже после моих бесед вы выходите, и одна говорит: «Он сказал «а»», — а другая говорит: «Нет, он сказал «я»». Одно и то же слушали и по-разному поняли. Никогда не дадут новоначальному монаху или послушнику читать «Добротолюбие». Во-первых, он неправильно поймет те вещи, которые понимают только Духом, а во-вторых, еще и в обратную сторону истолкует. Однажды мне сказал один человек: «Как тяжело, когда не знаешь пути!» Я говорю: «Знаешь, бывает и хуже ситуация, когда ты знаешь путь, а он ведет не туда».
Чтобы выстроить правильные отношения между собой, займитесь исправлением себя и перестаньте заниматься исправлением ближнего. Будьте строги, беспощадны к самим себе и будьте до бесконечности снисходительны к ближнему своему. Тогда у вас все получится и все будет хорошо, будет хорошая атмосфера. Но почему-то эта перевернутость постоянно побеждает: вы очень недовольны ближним и очень снисходительны к себе. Поэтому у вас ничего не получается. Я буду уважать ваше внешнее монашество, очень строгое, сдержанное, когда у вас внутри будет так же, как и снаружи. Если внешне вы будете пытаться изображать из себя монахинь, особенно перед людьми, а внутри будете совершенно не соответствовать своему образу, тогда лучше быть юродивыми. Все внешнее должно быть, но мы должны принимать, ради чего мы все это делаем.
Я часто вспоминаю эссекский монастырь Софрония Сахарова. Софроний Сахаров порой поступал наперекор всем монашеским правилам. У него нарушение было уже в том, что женский и мужской монастыри стояли рядом. А почему он позволял такое? Потому что все собрались вокруг него и всем он нужен был каждый день. Он не мог быть или в мужском монастыре, или в женском. Он должен был быть каждый день с ними, и они все были его чада, и он был их старец. Женский монастырь и мужской через дорогу, и в течение дня монахи и монахини как-то пересекаются. Нет, они соблюдают правила целомудрия, не ходят друг к другу в кельи, не позволяют себе какой-то флирт, какие-то вольные обращения. Но это не мешает им быть каждый день в одной трапезе, на одной службе, на которой они или литургию служат, или Иисусову молитву читают. В среду и пятницу вместо литургии все читают по очереди Иисусову молитву. Может читать женщина, потом может читать мужчина. Если ты блудник, то ты и в пустыне найдешь, как блудить.
Я приехал туда, меня посадили в трапезе за священнический стол вместе с монахами-священниками. И меня очень умилило, что мне стали все подавать: кто салат, кто первое, кто хлебушка предложит. Такое братское, с любовью отношение. А еще больше меня умилило то, что они не мне только подают, а оказывается, они и друг к другу так же относятся за столом. Это не было их отношение к гостю. Это было их естественное каждодневное состояние. А утром после литургии у них на трапезе, если можно так сказать, «монашеский раскардаш» начинается: все разговаривают, общаются, сидя за столом. У них там постоянно паломники, потому что в Англии очень мало православия, и они все тянутся к этому месту. И это не тяготит монахов.
Если ты плохой монах, если ты не молишься, не ищи оправдания в том, что тебе кто-то мешает. Если ты хочешь молиться, ты всегда найдешь для этого время. Почему-то мы всегда находим возможность поболтать и очень редко находим возможность помолчать. В Эссексе на утренних трапезах не читаются жития святых, а все сидят и разговаривают. Для меня сначала это было непривычно. Конечно, это особенность европейского монастыря. Я не о том говорю, что это норма. Я хочу вам сказать, что эта «не норма» позволяет им держать молитву и иметь хороший результат. Оказывается, не правила дают в первую очередь результат, а искренность человека. И наоборот. Иногда где-то очень много правил, но так мало результата. А какой результат? Если плохо в монастыре, значит, результата нет.
Если сестрам в монастыре хорошо, как в семье, значит, есть результат. Не в такой семье, когда папа с мамой с вечера запили, а дети всю ночь гуляли. Пока родители пьяные с утра спят, дети залезли в холодильник и банку варенья съели. У них сыпь высыпала, «Скорую» вызвали. Это не любовь, это не семья. Семья — это где соблюдаются правила, но регулируется все это любовью. Дети слушаются родителей, потому что они их любят. Родители следят за детьми, потому что они их любят. Они неравнодушны. Они где-то даже на них могут прикрикнуть строго, но не от того, что дети доставляют дискомфорт родителям. А чтобы они услышали, потому что может быть опасность. У строгих родителей, сочетающих строгость с любовью, детям очень хорошо. И наоборот. Иногда бывают равнодушные родители, которые вообще детьми не занимаются. И дети бродят по улицам, потому что их домой не тянет, потому что им дома нехорошо.
— Батюшка, почему иногда уходят из монастыря?
— Я очень не люблю однозначность, очень не люблю черно-белого. На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Каждый случай индивидуален. И каждый монастырь индивидуален. И судьба каждой сестры индивидуальна. Бывает, уходит сестра по своей вине. Бывает, уходит по вине монастыря. Иногда бывают, наверное, даже такие крайние случаи, когда нельзя не уйти. Но я могу однозначно сказать, что каждый будет отвечать за свое. Иногда человек уходит из монастыря, потому что он в него и не приходил. Он пришел в него ногами, но не вошел в него по духу и поэтому начинает ощущать дискомфорт. Этот дискомфорт усиливается, усиливается, усиливается и доходит до той точки, когда терпения больше нет. Это, конечно, страшно.
— Раньше не говорили об этом. А сейчас это беда монастырей. Очень много бедных монахов, которые уходят, приходят…
— Я еще одну причину сейчас назову, может быть то, с чего я начинал: это когда игумен начинает требовать от послушников монашества первых веков. И может быть, они даже его бы понесли, потому что благодать Христова всегда одна и та же. Но сам он не соответствуют тому уровню. Опять же, к себе относится со снисхождением, а к другим монахам — до миллиметра требует исполнения. И человек надрывается просто. В первую очередь, это, конечно, печаль духовника, игуменьи: печаль перед Богом, ответственность перед Богом, страх перед Богом, что кто-то ушел. Я говорю о монашествующих, о тех, которые в постриге. Для тех, которые не в постриге, это как бы естественный процесс: люди пришли примериться. Они же еще не дали обетов, не определились, даже живя в монастыре. Они могут жить в нем и год, и два, и десять лет, но если они не дают обетов монашеских, не приходят к постригу, значит, у них есть еще свобода. Другое дело, что даже если пожив в монастыре послушником, человек уйдет из него в мир, я думаю, у него не будет хорошей судьбы. Это будет всю жизнь его преследовать.
— Человек имеет право выбрать свой монастырь. Но для того чтобы выбрать, он должен увидеть его. Пришел человек в монастырь, а его по самым разным причинам быстро постригают. А потом выясняется, что это не его монастырь, и уже уйти нельзя. И примириться нельзя.
— Опять же все индивидуально. У нас тоже все быстро пострижены, но никто не собирается убегать. Я всегда говорю, что можно сменить монастырь, но как-нибудь найдите контакт с игуменьей, от которой уходите, возьмите у нее благословение. Да, ей тяжело вас отпускать: тут и ревность, и обида какая-то есть. Ищите средства через любовь, через уговор все-таки как-то ее убедить, что вы уходите не в мир. Но опять же, нужно очень хорошо все взвесить. Действительно ли это ситуация такая, или дело в вас самих? Когда человек духовно настроен, он почти везде может жить. Апостол Павел сказал: «Вы меня хоть в ад отправьте — лишь бы со Христом». Просто некоторые неправильно представляют себе монашество, думая, что это что-то вроде европейского лирического фильма. Герои сидят на газончике среди маленьких белых овечек, вышивают крестиком, поют Богу «Аллилуйя». Монашество — это подвиг, и только в этом подвиге обретается результат. А все остальное — это неискренность пред Богом. Он на Кресте, а мы говорим: «Дай нам все даром». Ну, хоть пальцем-то сам пошевели.
Если бы такая ситуация возникла у нас, я бы не стал скандалить. Если бы какая-то сестра подошла ко мне и сказала: «Простите, что-то в этом монастыре у меня не получается. Разрешите посмотреть другой. Может быть, мне там лучше будет». Зачем удерживать, когда она уже не твоя по сердцу? Ну, разреши ты ей. Да пусть она пойдет, посмотрит. Вдруг у нее действительно там что-то сложится. Ведь твоя цель не количество монахов. Твоя цель — спасение их душ. Другое дело — если она просится в мир. Конечно, я буду до конца ее уговаривать: «Ты что, обезумела? Там трагедия у тебя будет, вся жизнь наперекосяк пойдет». Но когда она просится посмотреть другой монастырь, другую общину, то мне кажется, нужно дать благословение, чтобы не было греха ухода без благословения. Пусть она попробует. Может быть, она через месяц вернется и скажет: «Мне тут так хорошо было!» А может быть, наоборот, она приедет через месяц и в ноги упадет: «Я благодарна вам за ваше благословение, я нашла свой монастырь». И, слава Богу, — пусть спасается!
Надо благословение. А без благословения все кувырком пойдет. И тот монах сказал, что у него началась другая жизнь. Даже чтобы уйти, нужно взять благословение. Это же нас касается, нашего счастья или несчастья. Нам же плохо от этого, это над нами ад жужжит. Очень опасно легкомысленно относиться к жизни. Это иногда стоит целой жизни, ведь она не вечна.
У нас тут в келье Семена с неделю жил Саша, молодой парень. Он пришел к нам потому, что у него случились такие-то катаклизмы. Он даже пытался уйти из жизни. Пришел к нам, говорил со мной. «Знаете, — сказал он, — со мной что-то происходит, как будто это уже не я, а какой-то другой человек. И меня несет куда-то». Он прожил несколько дней и уехал. Мне только что позвонили и сказали, что он закончил жизнь самоубийством. Его теперь нет. То есть он вроде бы к нам пришел, но уже был, наверное, за точкой невозврата. Он еще что-то пытался сделать, но его воля уже была не его волей. Его мысли были не его мыслями. Человек как сосуд, всегда чем-то наполнен, даже пустотой. В эту пустоту влетают мухи, грязь, пауки. Если этот сосуд не наполнен Богом, то он обязательно будет наполнен чем-то другим.
Но это с ним не сейчас случилось, это с ним случилось уже давно. А сейчас это просто свершившийся факт. Потому что он уже не принадлежал себе. Но это мирской человек. Раньше говорили, что за мирским человеком ходит один бес, а за монахом — десять. Действительно, у духовных людей другие искушения. А почему? А потому что мирских людей не надо искушать, они и так искушены и живут по сценарию дьявола. Их, наоборот, не надо трогать. Пусть он идет и идет. Не подходи к нему, а то он еще обратит внимание, что бес идет за ним и начнет об этом думать. А монах уже пошел в сторону Бога и бойко пошел, и клятву дал. И тут начинается война. Бойтесь этой войны, если вы окажетесь в какой-то момент без Бога.
Помните, я вам рассказывал, как я в тюрьме крестил. Заключенные стоят передо мной расписанные, как картинные галереи. У кого на теле Христос, у кого дьявол. Тут начались запретительные молитвы, в которых священник запрещает дьявола, а потом начался момент отречения от дьявола. Я им говорю поочередно: «Отрекаешься?» Они: «Отрекаюсь, отрекаюсь, отрекаюсь…» Говорю каждому: «Дунь и плюнь». Они дунули, плюнули, ко мне лицом поворачиваются. Я им говорю: «Ребята, а вы поняли, на кого вы сейчас плюнули?» — «На кого?» — «На самого сатану вы сейчас плюнули публично, и все видели. Вы не только отреклись от него, но еще и плюнули в его сторону. Вот он теперь вам отомстит». И вдруг эти рецидивисты, которые якобы ничего не боятся, затоптались на месте. Им вдруг стало неуютно, они испугались, а я говорю: «Не бойтесь, вы сейчас Христу присягаете. Неужели сатана сильнее Христа? Но, если Вы теперь будете не со Христом, сатана вам этот плевок ой как вспомнит». И это таинство крещения. А таинство монашества — это двойной плевок в сторону сатаны. И помните всегда, что он вас ненавидит. Если бы благодать вас не покрывала, он бы вас на мелкие кусочки разорвал и разметал бы по Вселенной. Помните, кто вас ненавидит и кому вы войну объявили.
Если вы не будете под покровом Христа, если Христос не будет вас защищать, сатана вас уничтожит. А как быть под покровом Христа? Это значит быть в Духе Христовом. Я не верю такому монаху, который говорит: «Я под покровом Христа. Я творю молитвы, аскезой занимаюсь», — если я не вижу в нем Христа. В его сердце нет Христа, поэтому я не верю в то, что он со Христом. Ты можешь хоть с утра до вечера говорить «Иисусе, Иисусе», но если ты качеством своей жизни не показываешь, что Иисус Христос вошел в твое сердце, значит, это либо ложь, либо какие-то фантазии. Если вы надеетесь на свои келейные молитвы или поклоны, или еще на что-то, а между собой грызетесь, то у вас нет Христа. Если вы не слушаетесь игуменьи, у вас нет Христа. Иногда какая-то сестра подходит и говорит: «Ах, у нас в монастыре не так аскетично. Надо бы как-то посерьезней». И мне хочется уже по голове ее стукнуть и сказать: «Да ты сама стань аскетичной. Когда тебе игуменья что-то говорит, ты тысячу раз ей в противовес отвечаешь или хмыкнешь скептически. Да ты сама подвизайся правильно — и все вокруг станет свято».
А мы видим какие-то внешние моменты: кто что сказал, кто как посмотрел, а сами легкомысленно относимся к послушанию, к отношениям между собой. Комара отцеживаем, а верблюда поглощаем. И если вы непослушанием своим, строптивостью, упрямством изгоните из себя Христа, туда непременно войдет кто-то другой. Там пусто не останется. И этот другой вас уничтожит, выгонит из монастыря, внушив вам, что там не спасительно, плохо, неуютно, там нет любви; иди в мир, там все люди добрые, хорошие. А когда ты уйдешь, то столкнешься в миру с тем, что тебя вообще раздавит, доведет до такого отчаяния, что ты пустишься во все тяжкие, а потом и жизнь свою плохо кончишь. Мы иногда забываем, что мы на войне и что здесь стреляют. Иногда все это похоже на такую картину: поле большое, идет бомбардировка, снаряды взрываются, люди в клочья разлетаются, кровь льется, летят куски мяса, а в центре этого поля кто-то раскладывает белую скатерть, накрывает стол, виноград кладет, вишни. Рядом с ним все это взрывается, а он ведет себя так, словно это его не касается. Сколько людей сатана так погубил, сколько губит!
Вот Саша покончил с собой 20 минут назад — куда сейчас его душа пошла? Ребеночек совсем был, наивный ребеночек. Представляете, как ему сейчас жутко? Но он уже сам не свой был, он уже в плену был. Представляете, какая жуть сейчас с ним происходит? В чьих он сейчас руках? Но мы должны были бы содрогнуться, если бы осознали до мозга костей, что это может и с нами случиться, с каждым, никто не застрахован от этого. Наступает такой момент, когда ты еще живой, но уже в плену, уже в аду, уже не управляешь своей судьбой, тебя тащат в ад. В этот самый момент тебя туда на веревке тащит бес. Мы часто живем очень легкомысленно. «Ну ладно, сегодня я взбрыкнула, не послушалась духовника, но, может, завтра начну слушаться». А, может, завтра у тебя уже не будет? И каждое твое непослушание отдает тебя в плен сатане, открывает ему двери. Дверь закрыта на запор надежный. Сатана вокруг ходит, а внутрь войти не может. Но как только ты изгоняешь из себя благодать — ты чуточку открываешь дверь, и в эту щелку сразу заскакивает сатана.
Начало премудрости — страх Господень. Нужно иметь страх. Не страх злого Бога, а страх погибнуть по своей вине. Не потому что Бог жесток, а страх погибнуть по своему нерадению. Бог не злой. Это неправда. Бог на Кресте за нас висит — как Он может быть злым? Мы легкомысленные, невнимательные, для нас все просто. Но каждый день что-то происходит. Или ты приближаешься к Богу, наполняешься Духом Святым, или ты удаляешься от Бога на шаг или на десять шагов, или на километр. Это как нарыв: когда количество гноя станет критическим, тогда фурункул прорвется.
— Что значит строгое отношение к самому себе?
— Нужна строгость в отношении к себе, а не в самобичевании до уныния, до смерти. Нужно давать себе оценку, что ты есть на самом деле. Когда кто-то друг на друга жалуется, хочется сказать: «А ты сам-то что?» Критерий такой строгости — строг ты к самому себе или нет. Если у тебя нет снисходительности к другому, значит, ты к себе не строг. Значит, ты себя очень сильно любишь, жалеешь, снисходителен к себе и строг к другому. Поверяй отношение к себе отношением к другому. Каждый руководитель, в том числе и церковный, должен следить за порядком. Но он должен делать это без жестокости, чтобы не было хуже. Руководитель не наслаждается своим положением главного. А если ты не начальник, с какой стати ты говоришь сестре о чем-то? Кто тебе дал благословение делать ей замечания? Да сейчас подойдет старший и тебе при ней тоже сделает замечание, и тебе будет неловко. Нам никто не давал благословения делать замечания прихожанам или учить их чему-то. Чему мы можем научить, когда мы сами только учимся, когда сами без году неделя-то монахи? Священник или духовник имеет обязанность говорить. То есть должен говорить тот, кто имеет благословение. Игуменья имеет такое благословение, благочинный имеет такое благословение.
Когда определяют работу группе монахинь, то одну из них назначают старшей. Значит, она имеет благословение руководить работами. А младшие не имеют благословения говорить: «А может быть, мы лучше так сделаем?» А кто вас спрашивает? Иногда Господь попускает ощутить, что такое нападки сатаны. Он пропускает это, но Сам все-таки рядом стоит. В самый критический момент Он вмешается, чтобы ты содрогнулся и понял, как Он тебе нужен. И очень страшно, когда кто-то попадает в эту зависимость, не имея рядом Духа Христова.
Я вам уже много раз рассказывал, как я на Горе служил молодым священником. Из Гая в пятницу вечером приезжал на субботу-воскресенье и жил один в домике. Однажды сплю, и мне снится сон, что я умер. Сон настолько отчетливый, реальный — буквально до запаха и вкуса. Такое состояние, когда душа вышла из тела. И вдруг я ощутил такой дискомфорт, такую тревогу, такую опасность, такой страх — от неестественности своего нового состояния. Душа привыкла быть в теле, и вдруг она не может обратно в него войти и не знает, куда ей теперь идти и что делать. Я помню этот ужас, который я переживал. Вообще, человек всегда боится того, что он не понимает. Наверное, того, что не понимает, он еще больше боится, чем даже откровенное зло. Я помню, мне было во сне так жутко, так страшно, и вдруг подходит ко мне отец Серафим. Он тогда был мой духовник. Протягивает мне какую-то маленькую книжечку и говорит: «Читай, отец Сергий, тебе легче будет». Я у него из рук эту книжку беру, а она у меня вылетает, потому что меня просто трясет всего. И знаете, от чего я проснулся? От того, что диван скакал подо мной. Буквально. Меня так трясло, что он стучал.
Некоторые люди говорят: «Да ладно, придет время — умру, как все». А ты когда-нибудь умирал, чтобы так легко говорить? Ты знаешь, что там, куда ты пойдешь, что с тобой будет? Почему ты уверен, что пойдешь к Богу? А вдруг ты пойдешь к бесу?..
Протоиерей Сергий Баранов
20 августа 2017 г.