– Является ли общительность препятствием для преуспеяния в жизни духовной?
– Надо всегда смотреть, какая изо всякого дела выходит польза и какой вред. Какую вы выносите пользу из общительности? Иногда мы можем часами общаться, а потом выходить из этого общения духовно опустошёнными. Вроде бы, о добром говорили, иногда даже о духовном, а разошлись – и остались, вроде как духовно обокраденными, расточили свои эмоции, внимание на пустое. Святые отцы называли чрезмерно долгие беседы о духовном тоже словоблудием. Почему? Потому что одно дело – говорить о чём-то, другое – жить этим. Иногда мы чрезмерно долго говорим о духовном и начинаем верить, что мы действительно живём в этом. На самом же деле мы ещё только находимся в разговорах о духовном. А настоящая духовная жизнь не в разговорах, а в действии.
Иногда мы сталкиваемся с тем, что совсем духовной жизни не знаем. Много говорили, прочитали, размышляли, а когда коснулось конкретного духовного дела, мы оказываемся несостоятельными даже в малом. Потому что вся наша духовная жизнь, всё наше православие находилось в области мечтаний, размышлений, философии. Православие – это не философия, не размышления, не разговоры, православие – это сама жизнь, которая должна быть сию минуту.
Является ли общительность препятствием для духовной жизни? Всё чрезмерное является препятствием для духовной жизни, в том числе и чрезмерная общительность. Монахи немногословны не потому, что они чёрствые люди, не потому, что они гордые, надменные, не потому, что они не любят людей. Нет, они просто любят по-другому, действуют по-другому. Они любят и действуют через молитву. Чтобы была молитва, нужна тишина, сосредоточенность.
Протоиерей Сергий Баранов