– Как научиться не завидовать, а довольствоваться тем, что тебе Бог даёт? Не засматриваться на чужие таланты, судьбы, служения, а видеть щедрость Отца Бога и благодарить за то, что уже есть?
– Зависть находится в пределах земных радостей. Если человек живёт земными радостями, стяжанием, превосходством, душевными страстями, то он никак от этого не избавится. Чтобы изжить в себе зависть, нужно вкусить плодов Духа Святого и ощутить сладость смирения. Вот мы говорим: «Смирение, смирение», но требуется не просто умом понять смирение, а нужно вкусить смирение, каково оно есть на вкус, какую радость оно даёт. Потому что настоящее, искреннее, нелицемерное смирение привлекает благодать Духа Святого в человека. Прямо мгновенно. Если в подвигах аскезы нужно трудиться годами, чтобы плоды приобрести, то смирение может дать благодать Духа Святого, радость сию минуту. Но только в этом опыт надо иметь. Дай Бог вам приобретать опыт, переживать эти минуты смирения, когда Бог очень близок.
Как говорят святые отцы: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Гордые не могут вкусить той сладости, которую даёт смирение, не могут вкусить благодати в полной мере, поэтому вкушают радости земные. Но они настолько примитивны, настолько несовершенны в сравнении с радостью, которую даёт Дух Святой. Конечно, я соглашусь, и обычные земные вещи, душевные радости веселят наше сердце: семья, работа, друзья, приобретение чего-то. Но эти радости, если бы мы сопоставляли их с плодами Духа Святого, стали бы для нас безвкусными. Если бы ребёнка с детства кормили одной чечевицей и вдруг в восемнадцать лет ему дали покушать очень вкусной пищи, у него бы голова закружилась, настолько она ему показалась бы необычной. Так и мы, земные люди, по-земному живём, утешаемся земными радостями, дружбой земной, земным комфортом, земными сладостями и совсем не знаем той, Небесной пищи. Если бы мы вкусили Небесную пищу, для нас всё земное стало бы безвкусным, у нас бы пропал аппетит ко всему земному. Но чтобы вкусить Небесного, нужно трудиться.
Ещё один важный момент: иметь правильный ориентир, знать, в какую сторону нужно двигаться. Можно ведь и бестолково трудиться. Правильный, хороший ориентир: смирение даёт благодать. А вкус благодати ни с чем несравним и, чтобы потом вновь и вновь ощутить вкус благодати, ты согласишься быть самым последним, трижды неправым, лишь бы не потерять эту благодать.
Поэтому, отвечая на вопрос о том, как научиться не завидовать, скажу: нужно искать Христа, нужно вкусить Христа. А вкусить Христа можно только в таинстве смирения. И когда вы вкусите Христа, тогда вам ничего уже не захочется. Вы будете готовы всем пожертвовать, даже своей правотой, своим первенством, будете готовы всё отдать, лишь бы только быть со Христом. Нужно помнить, что, когда мы не смиряемся, а гордо противимся обстоятельствам, начальствующим, Богу, просто брату, – от нас тут же отходит благодать. Потому что благодать не может быть там, где гордость, где противоречие, где споры. Почему некоторые монашествующие ищут радости в чём-то земном? Даже на Святом Афоне некоторые иноки начинают выпивать, кто-то приобретает себе планшет… Потому что они не нашли в своей духовной жизни Бога, и у них отсутствует радость. А радость должна быть в человеке. Бог так создал человека, чтоб он был в радости. И тот, кто не находит радости в духовном, начинает искать её в чём-то другом.
Конечно, в земном проще искать, в грехе проще радость искать, чем в труде. Но эти радости удовлетворяют человека лишь на какое-то время, а потом наступает похмелье, и он начинает снова искать, усугублять, приумножать, начинается его гонка, человеком овладевает страсть. Лучше бы он трудился в молитвенном подвиге, в подвиге послушания, тогда в его сердце вселился бы мир, а с миром пришёл бы Дух Святой. И он получил бы такую радость, что для него всё в этом мире стало бы безвкусным, неинтересным.
Конечно, трудно это объяснить тем, кто не вкушал такой радости. Говоришь, а они глазами хлопают и не понимают, о чём речь, на каком языке говорят. Нужно каждому приобретать личный опыт, жить не только от опыта святых отцов, но самому подвизаться, чтобы накапливать свой личный опыт.
Протоиерей Сергий Баранов