Когда Иоанна Лествичника спросили: «Где чудотворцы, где прозорливые, где ходящие по водам, где передвигающие горы?», он сказал: «А где вы нынче видите преподобных?» Он как бы говорил, что это все возможно в состоянии преподобия. И Господь в Евангелии очень просто, одной формулой сказал: «Если не усомнишься в сердце своем…» Как не усомнишься, когда твое сердце тебе не принадлежит? Когда твои мысли тебе не принадлежат. Когда сомнения просто влетают, как мухи, в твое сердце. Как ты их можешь остановить, какой силой воли? Все это ерунда. Никто не может никакой силой воли остановить помыслы, вместе с которыми входят сомнения. Это возможно, только если человек практикует Иисусову молитву долго, искренне, и у него получается войти в сердце. Там нет помыслов. Именно там – да-да, нет-нет, без всего сопутствующего. Там происходит жизнь именно так, очень просто: вот Бог, вот я, вот чудо вам, получите. Но это может произойти, когда получится обуздать этого коня буйного, наш ум, обуздать сначала, потом привести его и привязать здесь, в стойле. Вот так происходит с умом в сердце. Тогда чудо происходит для человека даже не чудесно, а очень обыкновенно, просто.
Самое главное чудо – это не то, что ты делаешь что-то сверхъестественное, а то, когда ты переживаешь Христа. Ты был в беспредельности, черноте космоса, очень одиноким, эта одинокость так надрывала тебя, терзала, мучила, там вокруг постоянно какие-то люди были, знакомства, встречи, отношения, но душа все равно понимает, к чему она создана, для какого общения, для какой самой главной Персоны, встреча с которой должна произойти. И когда душа находит Его, это такое чудо, когда больше ничего не надо. Останавливаются все желания, останавливаются все помыслы, останавливаются все противоречия.
Мне на днях рассказали, как один монах приехал в русский монастырь и сказал: «У кого можно научиться Иисусовой молитве?» И ему ответили, что сейчас здесь этого нет, каждый спасается как может. Может, не правильно передали, но в некоторой степени это есть. Хочется сказать: неправда, все возможно, и в наше время можно стать Иоанном Кронштадтским. Просто нужно согласиться дать большую цену. Если у тебя нет этого согласия дать большую цену, значит, ты никогда не купишь драгоценность. Я вам говорю о духовной драгоценности. Нужно созреть до готовности все отдать, чтобы это купить. Как Господь в Евангелии говорит: «Продает имение и покупает жемчужину». Это безумие духовное, хорошее безумие. А кто может купить эту жемчужину? Тот, кто знает ей цену. Нельзя купить то, чего сам не знаешь, и отдать большую цену за это. Поэтому у нас нет решимости, мы не знаем часто цену, не правильно оцениваем духовность Христа.
Те люди, которые думают про монахов, что это чудаки, они не подозревают, что они как раз те люди, которые готовы все отдать ради этой жемчужины. Но зато эта жемчужина – такая радость. И можно сейчас ее покупать, до конца времени можно будет покупать. Можно жить духовно, только нужно отдавать большую цену. Если кто-то хочет за полцены купить, то вы купите китайскую бижутерию. Кто сколько платит – тот столько и покупает. Хочешь дрань купить, деньги потратить? Что это значит? Это значит – пришел в монашество наполовину, «немножко поподвизаюсь, а немножко оставлю для себя». Ну и купишь половину. А если хочешь полную цену заплатить – и получишь плату.
Я не говорю, что мы сейчас должны умереть в подвиге. Этого никто не требует, и Христос не ждет, Ему и не надо, чтобы мы умерли, заморив себя. Хотя бы то, что есть – исполнять с радостью, с любовью. Именно вот это важное слово «с любовью», потому что если в нас не будет любви, для нас все в три, четыре, десять раз станет тяжелее, элементарные вещи будет тяжело сделать. И наоборот, когда в тебе есть любовь – на крыльях летаешь, готов еще работать и еще что-то делать, без любви очень тяжело. Это самая главная энергия, которая дает нам жизнь. Любовь.
Вот сейчас эти же люди, сидящие за этим столом, кто-то мог сидеть на торжище, кто-то на блуде, кто-то на пьянке, кто-то на торговле, кто-то на лавочке, языками чесать, и могли бы совсем не знать о Христе, могли бы говорить и зачем Он нам нужен…
Христиане не умирают, как Иоанн Златоуст говорит: у них слово «смерть» прекратилось, у них теперь это называется «успением», вслед за Божией Матерью.
Все будет хорошо, потому что Христос победит. А иначе зачем жить, если Христос не победит? Почему Он нам дает скорби? Потому что Христу одному нечестно страдать. Если мы говорим, что Его любим, мы должны хоть немножко поддержать Его крест. Ведь для нас это должно стать не просто не страшным, а даже желанным, понемножку, понемножку нужно страдать вместе с Христом. У тех людей, которые никогда не страдали, сердце покрывается жиром и становится органом, который просто качает кровь, оно перестает что-то чувствовать.
Протоиерей Сергий Баранов
16 июля 2018 г.