Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Хочу сказать об этом великом празднике. Крещение по-другому еще называется Богоявлением. И вот название «Богоявление» для меня лично ближе. Ближе, потому что оно богословски глубже. Это не просто крещение Господа. Богоявление говорит о том, что Господь явил Себя человечеству. И опять же, вот внешняя строчка может кого-то остановить и не пустить в глубину: Бог явися во плоти. И для некоторых этим все и заканчивается.
А я бы хотел пойти немножко глубже, сокровенней, торжественней, величественней. Богоявление – это не просто Бог явил Себя во плоти, Бог явил Себя в Своей сути. Что это значит? В этот момент Бог в очередной раз подчеркивает глубину Своей сути: Бог есть любовь. В чем суть в празднике Богоявления фразы «Бог есть любовь»?
На Богоявление после службы освящают святую воду, великую агиасму. Для священника и для хора существует чин освящения воды. В конце чина для священника есть сноска, как инструкция. В ней написано: «Этой святой водой священник потом кропит всех и всё». В расшифровке «всё» говорится, что он кропит даже сараи, даже скотину, и там даже есть такое выражение: скаредные места кропит. В чем величина этого слова? В том, что Господь в Своей любви к человечеству готов смириться и пойти в самые грязные места.
Может быть, кто-то читал житие Порфирия Кавсокаливита. После праздника Крещения есть такая традиция ходить и кропить дома. Он приходит в один дом, ему открывает женщина, он говорит: «С праздником Богоявления! Я пришел вам всё тут освятить и покропить». И вдруг эта женщина через короткую паузу с сарказмом произносит: «Священник, куда ты пришел? Это публичный дом». Тогда отец Порфирий отвечает: «Для Господа нет преград нигде. Мы кропим сегодня всех и всё освящаем. Но не просто бросаем в землю, заранее понимая, что не будет всхода, мы бросаем везде и всё в надежде, что благодать Божия даже на сухой земле даст росток и даст плод». Он зашел и покропил всех этих бедных девушек, несмотря ни на что, вопреки всему. Это была суть праздника Богоявления, которую через преподобного святого Порфирия явил Господь.
Еще раз повторяю: «Священник кропит всё» написано для священника. Обычно православные очень ревностно соблюдают: вот этому можно, вот этому нельзя. И вдруг в чинопоследовании великой агиасмы мы читаем такие слова: «Всем можно, всё можно». Но это не для того, чтобы люди расслабились и подумали, что можно жить беспутной жизнью и добрый Бог всех спасет. Нет, это кощунство. Это говорит о том, что Господь готов снизойти в самый низ, в самую грязь, не гнушаясь, не брезгуя, взять за руку и потянуть-потянуть к свету из этой грязи.
Как мало, к сожалению, мы говорим в праздник Богоявления об этой сути праздника. Мы говорим о чуде святой воды, что она освящается и достойные причащаются ее достойно. Оказывается, она даже для недостойных. Единственное достоинство – это признать свое ничтожество: Господи, я в самом-самом-самом-самом низу. Помните прокаженного: «В самом низу я лежу, Господи, если хочешь, можешь меня исцелить». Как прокаженные отличаются от надутых фарисеев, законников, которые молятся Богу в храме и говорят: «Я всё исполнил, всё до мелочи, я чист, я великолепен, я достоин»! Как прокаженные отличаются! Посмотрите, какие слова: «Господи, если хочешь, можешь меня исцелить». Всё в Твоей воле, всё в Твоих руках. Я – ничтожество, извините меня за такое слово на проповеди, я – просто ниже канализации, срам я. Если хочешь, можешь меня исцелить. Ты позови меня, и я пойду. Вот и всё, вот и всё спасение. Не в долгих молитвах, не в коленопреклонениях, не в жестоких постах, не в хождении в храм. Вот в этом вся суть: Господи, если хочешь, можешь меня исцелить.
Знаете, что я сейчас слышу от Господа? «Деточка, хочу». И это очень, очень укрепляет.
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!
Протоиерей Сергий Баранов
21 января 2024 г.