Примета любви – самоотречение — Храм Табынской иконы Божией Матери
Назад

Примета любви – самоотречение

Монашествующие выбирают жизнь с Богом, это их собеседник, это их друг, это Личность, с которой они разделяют свое одиночество. Но если монашествующий в своем духовном пути не нашел Бога, который должен стать его собеседником, его сопутником, то монашество бывает большой трагедией, как раз оно и приходит к тому одиночеству, которое очень терзает душу. Бог создал человека для общения – это смысл нашего создания, человек должен разделять свое бытие, свою жизнь, свою любовь с кем-то. И поэтому Бог, зная, что когда-то человек через грехопадение потеряет свои отношения с Богом, отдалится от Него, перестанет чувствовать Его как близкую себе Персону, может впасть в глубокое одиночество, дает человеку спутника в жизни, Он дает Адаму жену – Еву. Бог сначала становится для человека Персоной на расстоянии – после грехопадения, когда человек сам прячется от Него, потом Он перестает даже быть Персоной, а становится какой-то философской идеей, которая с веками совсем размывается в ничто, и поэтому человек приходит к безбожию, к атеизму. Но он создан для того, чтобы разделять с кем-то свое бытие. И Бог, зная наперед, дает ему жену – Еву.

Страшное событие – одиночество, но еще более страшное это событие тогда, когда человек имел дружбу и потерял ее, имел спутника, имел возлюбленную и потерял ее. Это страшная трагедия произошла, когда мы потеряли Бога, эта страшная трагедия происходит в жизни человека, когда мы теряем своего друга по жизни. Потеря отношений с любимым человеком происходит только из-за одной причины, другой не бывает, – эгоизм. Одно из свойств любви, по апостолу Павлу, – любовь не ищет своего, она все отдает другому. Когда нарушается этот закон любви, и человек перестает жертвовать собой ради любимого, начинает все тянуть в свою сторону, тогда происходит дисбаланс, нарушаются отношения, и люди теряют друг друга. И приходит эта великая трагедия одиночества, которая разрывает сердце, не дает спать, не дает радоваться ничему вокруг, хотя, казалось бы, эти радости присутствуют, но эта трагедия все перекрывает, человек теряет отношения с любимым. У него наступает двойное одиночество – он потерял Бога через нелюбовь, непослушание, и он потерял близкого человека опять же через нелюбовь, через эгоизм.

Эгоизм – это антипод любви, противоположность любви. Часто мы у Бога молим, выпрашиваем, счастья в семейной жизни, и почему-то Он нам это не дает. Но если мы честно смотрим на себя, то можем поставить себе такой вопрос: «А я готов? Я готов к этой семейной жизни в том Божием промысле, как она задумана Богом, не приобрести себе игрушку, предмет любви, который должен тебя удовлетворять, наслаждать, развлекать, а именно ту персону, которой ты будешь отдавать все. Все, до последнего». Именно эти условия могут сделать счастливой семейную жизнь, все остальное – это несчастье.

Семейная жизнь может стать великим счастьем и радостью, и в то же время эта же семейная жизнь может стать проклятьем, может стать такой тяготой, что люди просто не могут больше жить. Одна и та же семейная жизнь, одни и те же отношения могут радовать настолько, что человек на крыльях летает, и эти же условия могут просто растоптать человека, разорвать его в клочья, если он не готов к семейной жизни, если он не готов рожать детей, жертвовать бессонные ночи для этих детей, первый кусок им отдавать, если он не готов жертвовать своим «я» ради любви к любимому, к любимой. Человечество, чем меньше способно жертвовать собой и чем больше в нем эгоизма, тем меньше у нас крепких браков, они распадаются, можно сказать, еще даже не начавшись, человечество перестает уметь любить. Оно любит другого как свой объект, как объект своего наслаждения, как объект, который ему принадлежит, и совершенно не хочет сам отдавать себя в этой любви. В нас от Бога заложено стремление к поиску семейной жизни, поиску отношений, но мы не понимаем, что нужно преодолеть самого себя, сначала настроить себя на эти отношения, перестроить свой эгоизм, растоптать его, и только тогда эти отношения могут случиться.

Человечество сейчас, не имея силы любить своих детей, стало приобретать животных к себе в дом, инстинкт все равно действует, собачку, кошечку. Но через месяц-полтора они становятся дискомфортом, даже эти объекты своей любви часто многие просто выбрасывают на улицу, не имеют ответственности перед ними, а когда человек не имеет ответственности даже перед животным, то какая у него ответственность перед человеком? Перед маленьким человеком, сыном или дочерью?

Чтобы желать любви, – нужно быть способным к любви, чтобы желать, искать отношений, нужно быть готовым к отношениям, иначе мы будем все время терять, приходить к еще более худшему, еще более страшному. Кто-то сегодня пришел попросить семейных отношений, кто-то пришел попросить детей, кто не имеет детей. Пока Господь медлит, дает вам время – тратьте его на изменение самого себя, чтобы Бог увидел, что вы действительно способны иметь детей, не просто иметь – растить их, жить ради них, чтобы Господь действительно увидел, что вы способны жить ради любимого человека, и тогда Он даст вам семью.

На Афоне был такой случай: к старцу приехала группа священников, они только заходят к нему в келью, и он сразу у этих священников спрашивает: «У тебя сколько детей?» – «Шесть». – «Ой, спасешься, спасешься». К другому: «У тебя сколько?» – «Один», – как будто теряет к нему интерес. «А у тебя сколько?» – «Четверо». – «Ой, спасешься, спасешься». Почему такое поведение старца? Царство Небесное – это царство любви, и туда можно войти только по качеству своего состояния. Если ты не будешь соответствовать, ты попадешь в инородную среду, и рай может стать для тебя адом, потому что там все будет противоречить твоему состоянию. Так вот главная примета любви – это самоотречение ради любимого, забывание себя.

Сейчас современное человечество уже совершенно утратило эти качества, но когда семья, когда это твой родной ребенок, – ты не можешь спать, когда он болеет, ты не можешь равнодушно смотреть, когда его обижают, когда он шалит, когда что-то ему представляет опасность, дискомфорт. Это невольная жертвенность, вольную жертвенность мы потеряли, когда ради Христа готовы терпеть искушения, скорби, нести крест, мы уже к этому не способны. А вот эта невольная жертвенность, она еще осталась в семье, когда человек имеет детей, даже если он хотел бы забыть эти проблемы – он не сможет забыть, дети будут терзать его сердце, проблемы детей, беды детей, и поэтому, когда этот старец спросил сколько детей и услышал «Шесть», то сказал: «О, точно спасешься», – потому что это такое количество жертвенности, от которой ты не сможешь уйти, отказаться. Бывают такие крайние случаи совершенно непутевых родителей, матерей, отцов, которые оставляют своих детей, да, но это редко, все равно мать не забудет дитя свое, и отец не забудет. И когда их много – это невольно такое море жертвенности, такое море самоотречения, которое делает человека похожим по своим свойствам на Бога, который есть любовь. Мы созданы по образу, а еще должны по подобию стать похожими, тогда мы войдем с Ним в Царство Небесное.

Поэтому дай Бог вам, кто пришел попросить семью, пусть она у вас будет, но только бы вы ее не потеряли. Пусть у вас будет семья, и будьте способны нести не только радость семьи, но и бремя семьи, не может быть одно без другого. Не может радость семьи без бремени семьи, обязательно есть бремя. Кто-то пришел попросить деток, помните, что это не игрушка, которую вы хотите получить, заранее настройтесь на жертвенность, некоторое дети болеют, некоторые рождаются инвалидами, способны вы не оставить их? Способны ли вы до конца нести? Некоторые дети вырастают и начинают немножко хулиганить, способны вы не ожесточиться, не отвернуться от них? Сразу все себе вперед посмотрите.

В скиту на Афоне есть икона Святой Анны, на ней изображена Святая Анна, держащая на руках маленькую Богородицу, как Богородица держит Христа, а там Анна держит Богородицу, девочку маленькую. Туда приезжают и у этой иконы просят себе детей и очень часто получают. Там стоит стопка фотографий, это люди, которые получили детей, и потом привозят в благодарность фотографию своего ребенка. Я как-то перелистывал их и нашел четыре двойни и одну тройню – кто-то крепко так помолился. Некоторые люди могут сказать, особенно женщины, что не могут попасть на Афон, кто-то даже в Грецию не может поехать, из-за финансовых проблем или других, да Бог везде один и тот же.

Мне на Афоне одни паломники рассказали интересный случай. Я шел по тропе афонской один и догнал группу греков, бывшие наши грузинские греки, по-русски говорят, и они мне рассказали такой случай. Группой, коллективом и работают вместе, дружат и стабильно ездят к иконе «Скоропослушница» в Дохиар, помолиться, побыть на службе. А руководитель их фирмы был неверующий и все время над ними подшучивал, язвил, что лучше бы отдохнули на выходных, а не тратили время, силы на Афон. У этого руководителя было все: и семья хорошая, и супруга, и материальный достаток, но у него не было детей. Он очень переживал, человек хоть и неверующий был, но добрый. Очень хотел детей. И однажды эта проблема его так встрепенула, что он начал искать любые средства, и в очередную поездку, когда собирались его сотрудники, он говорит: «Вы на Афон опять? Я слышал, что там есть икона Святой Анны, а правда, что там можно помолиться – и дети будут?» И он решил поехать с ними, так человек хотел детей, хоть и не верил. Они приехали сначала в Дохиар, к «Скоропослушнице», и он сошел с ними, остался на ночь. А вечером там традиция есть – игумен монастыря, старец Григорий, с паломниками беседует во дворе, и этот руководитель с ними присел. В ходе беседы о. Григорий обратил на него внимание и говорит: «А вы, мужчина, с чем приехали на Афон?» Он отвечает: «Благословите, я хочу завтра с кораблем поехать в Святую Анну и попросить там себе детей». Старец Григорий очень просто говорит ему: «А что ты к бабушке поедешь? Ты дочку попроси, она тебе сделает». Бабушка – это Святая Анна, а дочка – Богородица, вот же «Скоропослушница» – иди к ней и попроси. Для него отношения с Богом очень простые – на вытянутую руку. Руководитель подошел к «Скоропослушнице» и попросил, и сейчас у него четыре сына, и он с этими сыновьями приезжает на Афон к «Скоропослушнице», поблагодарить ее.

Поэтому не печальтесь, не нужно переживать Бога пространственно, территориально, Он здесь, в сердце. Ему же Слава ныне и присно и во веки веков.

 

Протоиерей Сергий Баранов

7 июля 2018 г.

МЕНЮ